На главную
Подобно величайшим
праздникам Рождества Христова и Богоявления, и праздник Воздвижения
Креста имеет не только предпразднество, но и попразднество, но и особые дни субботы и воскресенья
перед Воздвижением и субботу и воскресение по
Воздвижении Креста.
Сегодня
воскресение – неделя перед Воздвижением, и Святая Церковь предлагает
нам особые чтения Апостола и Евангелия, подготавливающие нас к великому
празднику Воздвижения.
В
сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел, обращаясь к Галатам, пишет: «Я ничем не желаю хвалиться, разве
только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир
распят, и я для мира (Гал. 6, 14).
Что же
такое этот Крест Господень, которым одним желает хвалиться этот
мудрейший и благочестивый муж, каким был апостол Павел? В те времена
крест был орудием не только самой мучительной, но и самой позорной
казни, как в наше время – виселица. Одна мысль о кресте вызывала
негодование, и всякий, казненный на кресте, вызывал презрение. В Ветхом
завете было даже написано: «Проклят всякий, висящий на дереве» (Второзак. 21, 23).
А вот
теперь апостол Павел пишет, что хочет хвалиться этим деревом, как
чем-то несравненно большим всякой другой ценности.
Если в свое время ветхий Адам, прельстившись древом,
потерял рай и оказался лишенным спасения и вечного блаженства, то ныне
новый Адам – Христос – древом же искупает грех не только Адама,
праотца, но и всего человечества, и этим новым древом, древом крестным,
отверзает некогда закрытые райские врата, чтобы сделать вход в него и
доступ к райскому блаженству возможным для всякого, желающего этого. Из орудия казни крест сделался
орудием спасения всего мира.
Я помню,
в одной церкви я видел старинную икону, на которой было изображено
крестное древо с висящим на нем Спасителем. Но во все стороны из этого
древа тянулись зеленые ветви с распустившимися зелеными свежими
листьями. Крест как бы превратился в цветущее дерево, обвитое
прекрасной листвой. Аллегория иконы вполне понятна. Эта цветущая
зелень, это прекрасное древо – святая Церковь, выросшая из Креста Господня,
и дающая несметные плоды и свежие побеги, напоенная Божественной Кровью
Иисусовой, и все мы, каждый из нас – это маленький
листик на этом божественном церковном древе. Пока лист находится на
ветвях дерева – он свеж и жив, но вот он оторвался от своего дерева, и
ветер понесет его, поносит по воздуху, а потом он упадет где-то на
землю и умрет, так как не может жить, оторвавшись от своего ствола, от
своего корня. Так и душа христианина – это маленький листик, пока
держится за свой черенок и не теряет связи с деревом, живет, но вот по
какой-либо причине наша душа отрывается от ветки – святой Церкви – и
летит, влекомая различными ветрами, и потом,
падая, умирает.
Как
сделать, чтобы не погибнуть, как сделать, чтобы душа не иссохла? Есть
пословица, что утопающий хватается за соломинку… Нам не надо искать
соломинки, и хотя все мы носимся по морю житейскому и подвержены всяким
соблазнам, греховным побуждением, но перед нами, как спасательный
якорь, Крест Господень, и пока мы держимся за него, взираем на него,
уповаем на него – нам ничего не грозит. Недаром в сегодняшнем
евангельском чтении, давая нам отрывок из
беседы Христа с Никодимом (а Никодим был знатный сановник, который боялся подходить
к Христу открыто, и для беседы с Ним приходил тайно, ночью), так вот в
этом отрывке сегодняшнего евангельского чтения Христос напоминает
историю из Ветхого завета относительно медного змия. Напоминаю вам ее:
Моисей со своим еврейским народом блуждал по пустыне в поисках земли
обетованной и однажды попал в ущелье, которое кишело змеями, и эти змеи
нападали на евреев и жалили их, и ужаленные умирали. Тогда Моисей по
указанию Божию поставил высокий столб, на
котором было прикреплено изображение змеи из меди, и было сказано, что
всякий, смотрящий с упованием на этого змия, перестанет быть ранимым от
змей живых, что и случилось (Числа 21, 6 – 9).
По сей день змий, обвившийся вокруг столба или жезла, является символом
излечения, символом медицины, и мы часто видим этот символ на
коробочках с лекарствами.
Напоминая
об этом случае, Христос говорит Никодиму:
«Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену
быти Сыну Человеческому, дабы всякий,
верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин, 3, 14 – 15). Как
древние евреи, смотревшие с упованием на змия, вознесенного над ними на
высоком шесте, спасались от смерти, так и Христос будет вознесен на
древе крестном, и всякий, смотрящий на Него и на этот крест с упованием
и верою, будет спасен. И Христос прибавляет Никодиму:
«Ибо так возлюбил Бог мир (то есть всех нас, грешных и немощных), что
отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий,
верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был
спасен через Него» (Ин, 3, 16 – 17).
Вот
видите, дорогие братья и сестры, как светел удел христианина. Своей
Кровью Христос искупает наши грехи, Своим Крестом Он ограждает нас от
всякого зла, Он не хочет судить нас по грехам нашим, хотя мы этого и
заслуживаем, но Он хочет нас спасти… Для этого
будем держаться за Его Пречистый Крест, будем держать этот Крест всегда
перед собой, держать Его в своей памяти, и мы достигнем райских
обителей, будем сопричастны райскому блаженству. Вот какое значение
имеет для нас, для всего человечества святой и животворящий Крест Господень.
Взирайте на него и спасайтесь, уповайте на него и избавитесь от волн
житейского моря, стремящихся погубить нас. Укрепляйтесь Святым
животворящим Крестом, и, как сказал нам сегодня апостол Павел в своем
послании: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со
духом вашим да будет, братья!».
Аминь.
Феодоровский собор г. Ярославля
На главную
|