На главную
«Преобразился еси на горе Христе Боже, показавый
ученикам Твоим славу Твою якоже
можаху: да воссияет и нам, грешным, свет Твой
присносущий…»
Этими словами сегодняшнего Тропаря раскрывается нам тайна
Божественного фаворского света, тайна богообщения,
тайна того священного события, которое мы с вами празднуем сегодня.
Перед тем, как принять на себя тяжкие Голгофские
страдания для искупления рода человеческого, Христос берет с Собой трех
учеников: Петра, Иоанна и Иакова, и идет с ними на гору Фавор…
Углубленный в напряженную молитву, Он на глазах учеников начинает
преображаться, одежды Его делаются белыми как снег, ослепительный свет
исходит от Него, и в ослепительных лучах этого необычного света ученики
видят святых пророков Моисея и Илию, беседующих с их Божественным Учителем… В страхе и священном ужасе падают они на землю,
так как едва выдерживают этот ослепительный, но и прекрасный
Божественный свет. Души их полны неземного восторга, радость наполняет
их сердца, и Петр восклицает, обращаясь к Христу:
- Господи, как хорошо нам здесь! Позволь нам поставить
здесь три палатки – одну для Тебя, одну для Моисея и одну для Илии,
чтобы всегда пребыть здесь с Тобой в лучах этой великой радости!
И был голос, говорящий:
- Это Мой Сын возлюбленный. Слушайте Его.
Нам понятно, почему Христос перед страшными Голгофскими испытаниями счел нужным подкрепить веру Своих учеников, показать им Свою Божественную славу
и таким образом дать им силы для дальнейших ждущих их испытаний. Но невольно
задаешь себе вопрос: Почему Господь взял на Фавор только трех Своих учеников, а не всех? Почему только три
апостола явились свидетелями того дивного фаворского света
Преображения?
Христос показал Свою славу тем,
кто по своему внутреннему состоянию был способен воспринять этот свет,
выдержать этот свет. «Показавый ученикам
славу Свою, якоже можаху», - то есть в меру их возможности выдержать
этот свет. Как простой человек не может выдержать света солнца
полуденного, если будет глядеть на него невооруженным глазом, так и для
зрения света духовного надо иметь особые внутренние данные, чтобы не
быть ослепленным этим светом духовным, надо иметь подготовленное и
чистое сердце, чтобы ощутить, воспринять эту радость боговидения. Вероятно, эти три апостола были лучше
других подготовлены к восприятию Божественной славы, и потому Христос
выбрал именно их, чтобы быть свидетелями чуда Преображения.
И в нашей с вами духовной жизни могут быть моменты, когда
Слава Господня освещает нас, согревает нас, радует нас… По нашей греховности мы
редко можем удостоиться боговидения в той
мере, в которой ее удостоились три избранных ученика, но и наше, хоть и
грешное, сердце тянется к этому свету, и в те минуты, когда сердце наше
чисто и ясно, отблески Божественного света доходят и до нас. Чаще всего
это бывает в храме, когда мы стоим на молитве. Тогда наша душа умиляется,
и в свете новой духовной радости, наполняющей нашу душу, мы перестаем
замечать все трудности жизни, не замечаем того, что находимся здесь в
храме в тесноте, часто удушающей жаре, все эти неудобства, - в радости богообщения, и нам вместе с Петром хочется
воскликнуть:
- Как хорошо здесь нам с Тобой, Господи! Позволь поставить
палатку и навсегда остаться с Тобой здесь. Свет Твоей
славы согревает нас, освещает нас, бесконечная радость переполняет наше
сердце, и нет слов человеческих, чтобы выразить эту радость для тех,
кто сам не ощущает ее.
Как человек, не обладающий чутким приемником, не может
слышать всех тех музыкальных волн, которыми переполнен эфир, и, может
быть, с недоверием относится к тому, кто, вооруженный наушниками,
наслаждается слышимой одному ему музыкой, так и человек с неподготовленной
душой не видит лучей Божественной славы.
И мы с вами не всегда способны
увидать славу Божию, но те, кто хоть раз были
обрадованы этой радостью, стремятся сохранить свою душу в чистоте,
чтобы еще и еще быть свидетелями Преображения вместе с Петром, Иоанном
и Иаковом, и даже если временно душа наша, отягощенная грехами, мешает
нам стать участниками этой радости, то все равно мы идем в храм и ждем, и надеемся, и просим, и
молим:
- Да воссияет и нам, грешным, Свет Господень присносущий…
Даже тогда, когда мы недостойны
лицезреть этот свет, все равно нам радостно быть здесь в ближайшем от него
расстоянии. В храме во время богослужений, а особенно во время Божественной
литургии, когда вновь и вновь возобновляется страшное и спасительное
действо святой Евхаристии, мы ощущаем близость Господню, и всем своим
существом, всем своим сердцем, всей своей душой восклицаем:
- Господи! Как хорошо нам быть с Тобой! Позволь никогда не
разлучаться с Тобой, но всегда пребывать в лучах света фаворского.
Аминь.
Феодоровский собор г. Ярославля
На главную
|