Праздничные беседы прот. Бориса Старка
День Святого Духа

22 июня 1964 г.

На главную  

 

Вчера мы праздновали День Святыя Троицы, а сегодня особо прославляем третью Ипостась Святыя Троицы – Святого Духа.

Этот праздник называется еще праздником Пятидесятницы, так как празднуется через пятьдесят дней после праздника Пасхи. Древние иудеи также знали как праздник Пасху, так и Пятидесятницу, но у них они имели совсем иное значение, чем они имеют теперь для нас – христиан. Иудейская Пасха была воспоминанием об освобождении евреев от плена египетского, а в пятидесятый день по Пасхе евреи справляли тот священный день, когда на горе Синайской Боговидец пророк Моисей получил от Господа скрижали Завета с начертанными на них заповедями Божиими. В наше время христиане празднуют новую Пасху – освобождение людей от ига смерти через Воскресение Христово, а в праздник Пятидесятницы – сошествие Святого Духа на святых учеников и апостолов.

Перед Своим Вознесением Христос заповедовал ученикам не отлучаться из Иерусалима, но ждать нового крещения огнем от Святого Духа. И вот через десять дней по Вознесении все апостолы вместе с Пречистой Девой Богородицей были собраны в Сионской горнице, и с ними было много других учеников Христовых. В третий час, когда они пребывали в молитве, раздался шум, как от сильного ветра, и Святой Дух в виде огненных языков снизошел на головы находящихся в этой горнице. В связи с праздником еврейской Пятидесятницы весь город был переполнен народом, приехавшим издалека в Святой Град для празднования в иерусалимском храме. Многочисленные паломники, богомольцы и просто любопытные были свидетелями этого события, слышали шум и были в недоумении о его причине.

Благодать Святого Духа, почившая на святых апостолах, помимо огненных языков, выявилась и иными образами. Немудрые вчера рыбари, несмотря на длительное пребывание с Христом, но все же не могущие вместить всю глубину Божественного учения, теперь преисполнились мудрости, стали говорить на разных языках, о которых еще вчера не имели понятия. Выйдя на улицу перед изумленным народом, апостолы стали проповедовать истину Христову, и каждый из пришедших иноземцев слышал проповедь на своем родном языке. Евреи, слыша проповедь на не известных для них языках, думали даже, что апостолы просто упились вином, но правда Христова уже вышла в мир, и в этот день крестились более трех тысяч человек, а на другой день после проповеди Петра и Иоанна еще пять тысяч человек приняли крещение. Это было рождение Христовой Церкви. Фундамент этого здания, которое зародилось скоро две тысячи лет тому назад в Сионской горнице Иерусалима, стоит незыблемо, несмотря ни на что, и будет стоять до скончания века. Это мы знаем, в это верим, так как таково обетование самого Христа.

В этот день невольно каждый год приходит мысль о параллели: в Вавилоне горделивый человек хотел создать башню не для пользы человечества, а для своей личной земной славы, захотел сравняться с Создателем, и люди, единокровные и близкие, потеряв Бога, перестали понимать друг друга, заговорили на разных языках, потеряли общий язык и стали чужими друг другу.

В Сионской горнице, обуреваемые любовью, люди нашли общий язык с чужеземцами, стали строителями не временной башни, а вечного здания Христовой Церкви, и, чужие вчера, ныне стали близкими Кровию Христовой (Мф. 2, 13) и Духом Святым.

И в нашей жизни, братья и сестры, бывает так: иной человек со всяким находит точки соприкосновения, со всяким находит общий язык, так как живет в Духе, а иной с самыми близкими людьми общего языка не находит, всегда одинок, всегда чувствует себя обиженным, так как думает не о Божией правде, а о своем, эгоистическом.

Вот какова сила благодати Святого Духа, и мы это опытно можем познать на себе. Преподобный Серафим учил, что человек познает образ Божий в других в силу своего собственного состояния в Духе. Кто является носителем Духа – тот и в других видит все хорошее. Кто утратил эту благодать – тот и в других видит только все темное и греховное. Мы знаем, что иногда мир нам кажется светлым и радостным. И солнце светит особенно ярки, и природа радует нас неожиданными радостями, и все люди кажутся нам особенно добрыми и милыми. Это значит, что в нас самих в этот миг сильна благодать Святого Духа. Но вот, в иной день, все нас печалит и раздражает, и небо стало как бы темным, и цветы, вчера нас радовавшие, сегодня оставляют нас равнодушными, и люди все какие-то неприятные, нас раздражающие и нам досаждающие. Не ищите причину вне себя! Причина в нас. Мы отошли от благодати Святого Духа, и мир померк в нас. Мир не стал хуже, чем был вчера, но мы, потерявшие благодать, перестали воспринимать его хорошие стороны, как испорченный приемник не способен принимать хорошую музыку, а передает только хрипы и бессвязный шум.

Блаженны люди, которые всегда носят в себе эту Божественную благодать. И мы видим их среди нас. Нам встречаются люди, которые всегда несут вокруг себя радость, мир и духовную тишину. Нам приятно быть в их обществе. Побыв с ними, мы и сами приобретаем мир и радость, и как бы ни были мы возбуждены, побыв с ними, мы уходим удовлетворенные. Как бывают люди, которые всегда создают вокруг себя раздражение. Благодать Святого Духа не только дает мир и радость самому человеку, в котором пребывает, но и распространяет эту радость и благорастворение вокруг себя. Недаром тот же преподобный Серафим учил: «Стяжи Дух мирен – и тысячи около тебя спасутся».

Стяжание этого Святого Духа и есть основа духовной жизни человека, и это стяжание является не эгоистическим личным делом каждого христианина, но это есть дело социальное, общественное, так как, совершенствуясь сам, человек помогает и другим, распространяет мир и любовь вокруг себя, облегчает жизнь всем, кто с ним в жизни встречается. Думаю, что истинность этих слов почти каждый может подкрепить примерами из своей личной жизни.

В эти светлые дни мы празднуем рождение Христовой Церкви, мы благодарим Господа за ту благодать, которой Он нас удостоил, послав нам Своего Утешителя, Духа Святого, и мы особенно стремимся оказаться достойными этой благодати, чтобы она пребывала с нами, помогала нам и руководила нами.

Поэтому в эти дни особенно напряженно и радостно звучит в наших храмах и в нашем сердце эта чудесная молитва, одна из наиболее нам знакомых и близких.

- Царю Небесный, Утешителю, Душе Истинный, иже везде сый и вся исполняя, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Боже, души наши.

Аминь.

 

Феодоровский собор г. Ярославля

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана