На главную
Дорогие братья и сестры о Господе!
Вот уже второй день мы празднуем день Пятидесятницы,
праздник Святой Троицы, и сегодня, во второй день праздника, особо
отмечаем третью ипостась Божества – Святого Духа. Догмат о Пресвятой Троице
– самый основной догмат Христианской Церкви, и в то же время – самый
непостижимый нашим слабым человеческим умом. Доказать сущность тайны
Святой Троицы невозможно, и эта тайна является плодом только
непоколебимой веры…
Мы не можем ни понять умом, ни доказать разумом эту тайну,
но мы поем:
- Видихом свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом
веру истинную Нераздельной Троице поклоняемся: Та бо
нас спасла есть…»
Что мы вспоминаем и празднуем в этот радостный весенний
день? Мы вспоминаем событие, произошедшее через 30 дней после
Воскресения Христова. И через 10 дней по Вознесении Господнем… Следуя указаниям своего Божественного Учителя,
ученики по Его Вознесении не расходились из Иерусалима, но пребывали
вместе, ожидая обещанного им Утешителя, Духа Истинного… И вот, на
десятый день по Вознесении, когда они были собраны в Сионской горнице,
в которой в свое время они собирались с Иисусом для Тайной вечери,
внезапно послышался шум, слышимый далеко за пределами горницы, и Святой
Дух в виде огненных языков почил на их главах, и сразу совершенно
переродил их… Некнижные – они стали мудрыми; робкие и боязливые, скрывающиеся
от иудеев из опасения преследований, они стали бесстрашными, и вышли на
открытую проповедь Правды Христовой; они сразу заговорили на разных
языках и стали проповедовать слово Христово каждому из приехавших на
праздник в Иерусалим чужеземцев на их родном языке, о котором до сих
пор не имели даже представления. Священное Писание отмечает, что
проповедь их была настолько убедительной, что в тот же день крестилось
до трех тысяч человек, а на другой день – еще пять тысяч… Из простых рыбаков – ловцов рыбы, они стали
ловцами человеков. Эта мысль выражена в
сегодняшнем тропаре:
- Благословен еси, Христе Боже
наш, Иже премудры ловцы явлей, ниспослав им
Духа Святаго, и теми уловлей
Вселенную. Человеколюбце, слава Тебе.
Святой Дух был не только с участниками Сионского собрания,
но Он остался в мире со всем человечеством, ищущим Его. Как поется в
стихаре:
-
Дух Святой бо убо присно, и есть, и будет (хвалит. стих).
Догмат о Пресвятой Троице является основным в
христианстве, и когда святого Григория Богослова спрашивали, кто такие
христиане, он отвечал:
- Они – истинные поклонники Святой Троицы.
На вере в Святую Троицу зиждется все христианство, и
поэтому Святая Церковь всегда старалась соблюдать в чистоте этот догмат
и это учение, не допуская никаких отклонений от того,
что нам заповедано апостолами.
Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека всю его
жизнь… Первые слова, с которыми обращается
Церковь к только что родившемуся младенцу:
- Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Во время миропомазания священник помазует
новокрещенного со словами:
- Печать Дара Духа Святого…
За каждой исповедью кающийся
получает отпущение грехов «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Таинство
брака совершается «во имя Отца и Сына и Святого Духа». И, наконец,
когда человек покидает этот мир, то последняя разрешительная молитва
при его погребении заканчивается обращением: «Яко Ты еси Воскресение, и Живот, и Покой…», опять-таки относящимся к Святой Троице.
Церковь ежечасно, ежедневно «вечер и утро, и полудне, и на всякое время…» (2-я стихира на литии
Пятидесятницы) напоминает нам, своим верным чадам, о вере в Святую Троицу.
Все молитвы, как общественные в храме, так и домашние, келейные:
вечерняя, утренняя, часы, литургия, правила вечерние и утренние,
неизменно начинаются обращением к Святой Троице, и кончаем мы вечернее
правило опять-таки славословием Ее:
- Упование мое – Отец, прибежище мое - Сын, покров мой –
Дух Святой. Троице Святая, слава Тебе…
В сегодняшнем праздничном кондаке приводится полное
значения сравнение, к которому я уже неоднократно привлекал ваше
внимание:
- Егда снизшед,
языки слия, разделяши
языки Вышний; егда же огненные языки раздавши, в соединение вся призва,
и согласно славим Всесвятого Духа.
Это песнопение, с одной стороны, напоминает нам библейский
рассказ о строителях Вавилонской башни, которые захотели стать выше
Бога, и Господь в наказание разделил их языки… Они все стали говорить
на разных языках, перестали понимать друг друга
и вынуждены были разойтись в разные стороны, так и не завершив своей
безумной горделивой затеи. С другой стороны, кондак указывает нам на
противоположное явление: немудрые ученики, просвещенные Святым Духом,
чудесно овладели даром говорить на разных языках, и их проповедь стала
понятна для всех, до этого чужих и незнакомых народов. С одной стороны,
люди без Бога теряют общий язык, с другой стороны, под влиянием благодати
Святого Духа люди стали понимать друг друга, нашли общий язык… Как часто мы говорим в обиходе это выражение: «Найти
общий язык», - не думая о первоисточнике этого выражения и о том, как
важно это нахождение общего языка. Человек благодатный всегда близок к
людям, находит с ними общий язык, потому что им руководит Любовь… А Любовь – это Бог, и такой человек близок к Богу,
часто даже сам этого не подозревая.
Будем в вашей жизни руководствоваться не горделивым стремлением вавилонян стать такими, как
Бог, ибо это нас отдалит от человеков, находить
общий язык со всяким человеком, чтобы таким образом стать орудием Божией благодати.
С древних времен в Святой Церкви существует обычай
украшать в день Святой Троицы храмы и свои жилища зеленью деревьев –
березок и цветами. Этот прекрасный обычай имеет и священно-историческое
обоснование, и духовный смысл. Исторически он ведет свое начало,
вероятно, с древних времен, напоминая нам ту дубраву и тот дуб Мамврийский, под которым Святая Троица явилась
Аврааму под видом трех Странников. К тому же ветхозаветная Пятидесятница
была установлена в память о даровании в пятидесятый день после выхода
из Египта евреев, Моисею на горе Синайской,
скрижалей с заповедями. Это произошло в такое время года, когда все зеленело и весь склон Синайской
горы был покрыт зеленью. Отсюда у евреев пошел обычай украшать в
свой праздник Пятидесятницы места своих молитвенных собраний зеленью и
ветвями деревьев. Очевидно, так была убрана и Сионская горница, в
которой собирались ученики в этот день и где они удостоились получить
видимую благодать Пресвятого Духа. Символически же
эта зелень и эти цветы напоминают нам о том, как расцветает духовно
душа человека под влиянием благодати Пресвятого Духа. Напоминают нам
также о том, что как ветви живут, только пока они еще на лозе, так и
душа человека живет и цветет только тогда, когда она пребывает с
Христом, как ветвь, держащаяся за лозу. Оторвавшись от лозы, ветвь
засыхает, так и душа, оторвавшись от Христа, Который
Сам нам сказал: «Я – Лоза, вы же ветви», засыхает и умирает.
В эти дни, когда мы празднуем Святую Троицу, когда мы
особенно прославляем Всесвятого Духа Божия, которым «всякая душа живится…», будем
просить Господа и Создателя нашего, чтобы Он не отнял от нас, по нашим
грехам, Того Духа, который мы получили у святой купели, который освящает
нас во всех церковных таинствах, которого Он послал Своим
ученикам, в Сионскую горницу в день Пятидесятницы… Будем с особым
чувством произносить привычную и умилительную молитву:
- Господи, иже Пресвятого Твоего
Духа, в третий час апостолам Творим ниспославый,
Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас,
молящихся Тебе.
Аминь.
Феодоровский собор г. Ярославля
На главную
|