На главную
«Благословен еси Христе Боже наш,
иже премудры ловцы явлей,
ниспослав им Духа Святого,
и теми уловлей вселенную.
Человеколюбче, слава Тебе».
Пением этого праздничного песнопения мы прославляем
сегодня Господа нашего Иисуса Христа, выявившего премудрых
ловцов-апостолов и пославши им Святого Своего
Духа, сделавшего из них просветителей всей вселенной, уловивших, то
есть, просветивших светом Христова учения весь мир.
Осенью 112 года правитель малоазиатской провинции Плиний в
своем очередном донесении в Рим императору Траяну жаловался ему, что в
управляемой им области храмы стоят пустые, а жертвенное мясо не находит
покупателей. Он объяснил это влиянием христианства. «Не только города,
но села и деревни. – пишет
он с огорчением, - охвачены заразой этого суеверия». Современник Плиния,
Корнелий Тацит, утверждает, что около 64 года
в Риме было «огромное множество последователей нового учения». Свидетельства
Деяний апостольских и археологии показывают, что в течение нескольких
десятилетий после евангельских событий сотни тысяч человек присоединяются
к Христовой Церкви в Палестине, Сирии, Египте, Малой Азии, Греции,
Италии и Африке. Таким образом, мы видим картину
чрезвычайно быстрого распространения евангельского учения в первые века
христианства, что тем более удивительно, если принять во внимание тот
факт, что в то время и средства сообщения, и вообще сношения между
странами были весьма трудными из-за отсутствия быстрого транспорта, а
отсутствие книгопечатания вынуждало создавать каждую рукопись долгим и
кропотливым трудом. Но история Церкви не знает более поразительного
события, чем то, которая связано с началом
Апостольского благовестия, и которое совершилось
через 50 дней после Воскресения Христова.
По случаю иудейского праздника
Пятидесятницы Иерусалим был полон народу. Многочисленные богомольцы
собрались со всех концов Римской империи. И внезапно среди народа распространился
невероятный слух о том, что ученики Иисуса из Назарета,
Который был недавно казнен по приказу прокуратора и проискам
первосвященников, проповедует о Его воскресении из мертвых, и о том,
что Он есть истинный и долгожданный Мессия – избавитель и Спаситель
человеческий. И сила их проповеди такова, что уже многие иудеи восприняли их ученик и крестились во имя Иисусово.
Действительно, происшедшее было непостижимо. После взятия Христа под стражу Его ученики и последователи,
страха ради иудейска, разбежались в разные
стороны, и, если и собирались вместе, то потаенно, чтобы не привлекать
к себе внимания власть имущих. Увидев смерть
Христову и опасаясь за собственную судьбу, они как бы отреклись
от Христа, а Петр, один из самых близких и деятельных из них, и прямо
отрекся, сказав, что не знает этого Человека, опасаясь, чтобы и его не
постигли гонения. Откуда же теперь у этих простых и немощных рыбаков
такая сила и уверенность? Кто дал им эту неотразимую власть над сердцем
человеческим? Правда, тело Иисусово исчезло
из пещеры погребения, а стража что-то говорила о таинственных явлениях;
но несомненно, что стража была подкуплена, а тело унесено самими
учениками, которые все эти недели не давали о себе знать
и прятались по горницам, запирая за собой двери…
То, что произошло в эти дни в Иерусалиме, действительно
превосходило всякое понимание и не поддавалось никаким обычным
объяснениям. В Сионскую горницу вошли простые рыбаки, мало сведущие,
робкие, полные иллюзий и страхов, а вышли оттуда ловцы человеков во всеоружии Божественной Правды, имеющие
глагол, жгущий сердца людей. Вчера страшившиеся гонений за свою правду,
а сегодня готовые чем угодно – до гонений, до мучений, до самой смерти –
свидетельствовать о своих убеждениях и о Правде Христовой.
Таково было действие Святого Духа, обещанного Христом Своим ученикам. Огонь, возникнувший над главами
святых апостолов, проник в их сердца и зажег к
них Божественный свет, озарив их жизнь новым пониманием, наполнив ее
новым Божественным содержанием.
Этот день был днем рождения Христовой Церкви, и с тех пор
в лоне этой Церкви Он и дальше разливает Свою
Благодать, творя новые чудеса.
В день святой Пятидесятницы просветленные Святым Духом апостолы,
прежде часто не понимавшие друг друга, заговорили новыми языками, их
проповедь стала понятна всем, даже иностранцам, стала доступна и
убедительна. И после них этот Дух дает силу и мудрость всем, кто
сподобляется его действия. Этим можно объяснить иначе необъяснимую
мудрость многих некнижных учителей – мужество, с которым шли на мучения
и смерть многие мученики первых веков христианства, юные девы, часто
почти дети, удивлявшие своей убежденностью и своим мужеством своих палачей.
Примеры святых дев: Бландины, Фелицаты,
святых мучениц: Веры, Надежды, Любви, еще девочек, преисполненных
мужества и силы, - очень убедительны.
И во все времена, во всех углах нашего мира Святой Дух
всегда озарял жизнь верующих людей, вразумлял всех тех, кто прибегал к
этому спасительному и божественному источнику.
И из рода в род, из поколения в поколение эта верность
Христу, укрепленная Духом Святым, создавала величественное здание
Христовой Церкви, первый камень которой был заложен в Сионской горнице
в день Святой Пятидесятницы.
И мы с вами, дорогие братья и сестры, являемся чадами этой
Церкви, являемся духовными наследниками святых апостолов. И мы получили
при святом крещении эту благодать Святого Духа и носим печать Его на
наших телах и в наших сердцах.
Благо тому, кто окажется сосудом, достойным этой
благодати, и не угасит в себе этого Духа. Но горе тому, кто своими
грехами и беззакониями не сумеет удержать в себе эту благодать.
Кто пребывает в Духе – тот святой. Стяжание
этого Духа, по словам преподобного Серафима, - это цель всей
человеческой жизни, и, я думаю, всякий духовно чуткий христианин имел в
своей жизни возможность общаться с людьми, благодать Святого Духа, в
которых так ощутима, так плодотворна для всех них и с ними соприкасающимися.
Вспоминается одна праведница западного мира. Когда, желая
уличить ее, спросили, находится ли она в состоянии благодати Святого
Духа, эта праведница, наученная тем же Духом, ответила своим палачам:
- Если я нахожусь в состоянии благодати, то прошу Господа
не отнять ее у меня. Если же я еще не стяжала этого Духа, то прошу
Господа даровать мне Его.
(Св. Жанна Д`Арк).
По примеру этой праведницы и каждый из нас должен всегда
стремиться к стяжанию этого Духа, укрепляющего и вразумляющего всякого
человека. Наша молитва к Господу должна всегда быть молитвой о стяжании
Духа, о сохранении Его в себе. И когда Дух будет с нами, и наша вера станет непоколебима, и наши силы умножатся, и наша
проповедь станет убедительной.
В этот праздничный день мы по-особому просим у Господа
благодати Святого Духа и особенно, по-новому воспринимаем знакомые
слова молитв:
- Господи, иже пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый, Того Благий
не отыми от нас, но обнови нас, молящих Тебе.
И дальше:
- Царю Небесный, Утешителю, Душе истинный, иже везде сый и вся исполняй, сокровище благих и жизни
Подателю прииди и веселися
в ны, и очисти ны
от всякия скверны, и спаси Блаже души наша.
Аминь.
Феодоровский собор г. Ярославля
(Начало проповеди –
по статье А. Меня, Ж.М.П., 1961 г., № 5)
На главную
|