На главную
«Вознесыйся
на небеса, Боже, и по всей земле слава Твоя» (Пс. 56, 6)
Этими словами Святая Православная Церковь прославляет
вознесшегося Господа, и этими словами пророка как бы выражается смысл и
торжество нынешнего праздника.
С большой радостью встречает этот праздник Святая Церковь,
великую радость чувствует в этот день всякая душа христианская.
Совершающееся накануне торжественное отдание Пасхи как бы вновь
заставляет нас пережить все то, что связано с сорокадневным пребыванием
Христа после Воскресения Его и до Вознесения с горы Елеонской.
Мы вспоминаем, как Он явился Марии Магдалине, и тогда же
сказал ей, что в ближайшее время покинет Своих
учеников:
- Пойди и скажи им, восхожу ко
Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и к Богу вашему (Иоанн, 20,
19).
Мы вспоминаем, как неоднократно являлся Он Своим ученикам, через затворенные двери, произнося
им Свое благословение, говоря им:
- Мир вам!
Мы вспоминаем, как Он явился к недоверчивому Фоме и
показал ему Свои язвы, после чего Фома припал
к ногам Его со словами:
- Господь мой и Бог мой!
Мы вспоминаем, как Господь сказал Фоме:
- Ты поверил, потому что увидел – блаженны
не видевшие, но поверившие.
Пробыв со Своими учениками сорок
дней, во время которых Господь поучал их, Он разъяснил им смысл Своего
искупительного подвига, укрепляя их на апостольские труды, закладывал
основы христианской Церкви и христианства. Евангелист, свидетельствуя
об этом, пишет: «Многое иное говорил им Иисус, но если обо всем этом
написать, то всему миру не вместить будет написанных книг».
И это не писательская метафора, не преувеличение. Мы можем
себе представить, как поучительны были эти беседы, и как много Господь
передавал Своим ученикам. Ведь Ему подвластны
и время, и люди, и за сорок дней Он мог передать Своим
ученикам столько, сколько простой человек не выскажет за всю свою
жизнь.
Перед Своим Вознесением Христос,
расставшись с учениками, обещал, что по Вознесении пришлет им
Утешителя, который будет для них поддержкой и вразумлением. Это обетование
помогло апостолам, расставаясь с Учителем, не предаваться скорби, но
возвратиться с радостью, как пишет об этом евангелист.
Велика бывает наша скорбь, когда мы теряем кого-нибудь
близкого. Мы можем себе представить, какова была
скорбь нашедших Учителя-Мессию, которого они рассматривали, как земного
Царя-завоевателя, - и вот Он, как последний преступник, оскорбляемый,
ведется на казнь. Вот Он распят между двумя разбойниками. Рушатся
все надежды, разбиваются все их чаяния, и вот Он мертв, погребен во гробе, бездыханен и потерян для них навсегда. Велика
была их скорбь, но безмерна и радость, когда, вопреки всему, Он вновь с
ними, беседует, поучает. Светящийся необычным новым светом, Он
открывает перед ними необъятные горизонты правды Божией,
разворачивает перед ними судьбы человечества. Обещает
исполнение самые несбыточных желаний и мечтаний в ином мире, который
был для них непонятен, но теперь начинает приоткрываться. И вот
потерянный и вновь чудесно обретенный Учитель снова должен покинуть их.
Какова же должна быть их скорбь при этой новой разлуке? Но, проводив
Его, ученики возвращаются с радостью… Где
истоки этой необъяснимой радости? Что дает силу ученикам Христа
пережить эту разлуку и еще находить радость в этой разлуке?
Покидая мир и Своих учеников,
Христос оставляет обетование:
- Я пришлю вам Утешителя, и этот Утешитель пребудет с вами
до скончания века.
Еще не просвещенные Духом апостолы все же уже
предчувствуют значение этого Духа, предугадывают то, что до сих пор
было скрыто от их ограниченного духовного взора. К тому же столько
чудес, превосходящих человеческий разум, укрепляют их веру в Учителя,
веру, может быть, пошатнувшуюся в тяжкие дни Голгофы. Божий мир
раздвигает перед ними свои границы, и они начинают ощущать иной мир –
небесный, раскрывающий перед ними свои ценности. И радость этого открытия
наполняет их сердца и заставляет угадывать новые чудеса, новые духовные
радости, ожидание которых помогает им перенести разлуку с Учителем,
которую они уже теперь ощущают как временную.
Вознесшись во плоти на небо перед Своими
учениками, Христос как бы указал возможность и всякой плоти оторваться
от земных забот и страстей, и вознестись к светлым высотам. Этим Своим Вознесением Господь и каждому из нас указует путь жизненного совершенства. Как поется в
праздничном кондаке:
- Еже о нас исполнив смотрение, и еже на земли соединив небесным, вознесяся еси во славе Христе Боже наш…
Но в Вознесении есть и иная радость: уходя из мира
телесного, Христос оставил обетование не оставлять любящих
Его. Он обещал всегда пребывать с ними духовно. Как поется в том же кондаке:
- Никако же отлучаяся,
но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есть с вами и никто же на вы!
Какая радость, братья и сестры, осознавать это!.. Как бы
ни было трудно в жизни – мы знаем: Господь с нами. Какие бы трудности
ни встречали мы, но мы слышим голос Спасителя:
- Не бойтесь, не смущайтесь. Аз есть с вами и никтоже на вы!
Эти слова и наполнили радостью сердца учеников. Эти слова
и сегодня наполняют радостью и наши сердца. И, выходя сегодня, в день
Вознесения, из храма, унесем их, как меч духовный, как щит, как подкрепление
нашей духовной жизни.
- Не бойся, малое стадо. Аз есть
с вами и никтоже на вы!
Аминь.
Феодоровский собор г. Ярославля
На главную
|