На главную
«Блаженны чистые сердцем, яки тии
Бога узрят…» (Мф. 5, 8). Эти слова Священного
Писания невольно приходят на ум, когда восстанавливаешь в своей памяти
событие почти двухтысячелетней давности,
которое мы и празднуем сегодня, которое всех нас собрало сейчас под сенью
нашего храма, и это событие – Сретение Господне.
Когда Младенцу Иисусу исполнилось сорок дней, по закону
Моисееву Его Пречистая Мать принесла Его в храм для воцерковления,
как и ныне мы приносим наших младенцев по достижении ими сорока дней.
Ни Дева Мария, ни непорочный Младенец не нуждались в
очищении или воцерковлении, но… Христу
надлежало исполнить всяк закон, и вот
непорочная Отроковица-Мать смиренно идет в храм Божий для выполнения
закона. Сейчас, по истечении двух тысяч лет, нам приходится завидовать
тем счастливцам, которые жили в одно время с Христом, встречались с
Ним, общались с Его Пречистой Матерью… Но
многие ли из них отдавали себе отчет в том, Кто встает на их пути в
этот, может быть, единственный день в их жизни? Большинство равнодушно
проходило мимо Того, Кого считало сыном
плотника Иосифа, и лишь для людей особой чистоты сердечной открывалась
великая и спасительная тайна. Так, предтеча Иоанн,
увидев пришедшего к Нему Иисуса, сразу признал в Нем Спасителя, и, указуя на Него, сказал: «Се – Агнец Божий, вземляй грехи мира…» И в этот день Сретения тысячи
людей встречали молодую Мать, несущую в объятиях своего Младенца, и,
возможно, никто даже не обернулся при Ее встрече, и этот Божественный
миг встречи с Иисусом остался не угаданным…
Но вот Пречистая входит под своды
Храма. Там Ее встречает старец. О нем евангелист Лука говорит: «Бысть во Иерусалиме
человек, имя ему – Симеон. Был он муж
праведный и благочестивый» (Лк. 2, 27), и этот старец с первого взгляда
признал в слабом и беспомощном Младенце Того,
Кто в Своей руке держит не только весь земной мир, но Кто управляет
всеми мирами, всем видимым и невидимым.
Мы все знаем и помним его вдохновенную песню, воспетую в
тот час: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по
глаголу Твоему, с миром…» И бывшая тут же благочестивая старица Анна
также узнала Христа в малом Младенце Иисусе и восхвалила Его, и
пророчествовала о Нем.
Почему же среди многотысячной толпы только два человека
увидели то, что оказалось скрытым от взора всех остальных? Их дряхлые и
старые очи вещественно увидели это потому, что они были озарены изнутри
особым внутренним зрением, достигаемым сердечной чистотой. Это и к ним
относились слова Христа о чистых сердцем,
становящимися Боговидцами.
И мы, завидующие современникам Христа, вернее всего, тоже
прошли бы мимо и не узнали Его, как, возможно, проходя мимо Бога, и в
наши дни мы не ощущаем Его там, где Он видим праведникам, чистым
сердцам и помыслами. Нам загораживает нашего Господа стена из наших грехов
и нашей нечистоты. И в наши дни для одних Господь – видим и ощутим, а
для других Он отгорожен грехами так, что даже само Имя Его постепенно
исчезает из человеческой души.
Что же, братья и сестры, значит ли это, что нам с вами,
грешным и нерадивым, навсегда закрыт путь к Богу, к общению с Ним?
Значит ли это, что при наши грехах и
беззакониях мы навсегда лишили себя возможности познавать Господа в Его
творениях и ощущать Его присутствие вокруг нас и в нас самих?
По счастью – нет!
Господь дал нам великое средство, великую
возможность для восстановления душевной чистоты и восстановления
духовного зрения. И это средство – покаяние. Еще недавно с берегов Иордана
звучал голос Предтечи, звавший нас к покаянию, а сейчас, в преддверии
Великого Поста, и святая Церковь призывает нас к этому же: «Покаяния
отверзи нам двери, Жизнодавче…» Поем мы уже
третью субботу, и это покаяние является чудодейственным знаком милости Божией к нам – грешным.
Конечно, я имею в виду не формальное выполнение какого-то
обряда, а то истинное покаяние, когда душа открывается перед своим
Отцом, тянется к своему Спасителю, и как под влиянием огня исчезает и
тает воск, так под влиянием лучей Божественной Любви исчезают с души
все нечистые наслоения, и душа прозревает, и Господь является ей во всей Своей Славе, во всем Своем величии, и радость
человека в такие минуты можно сравнить с радостью, которую испытывал праведный
Симеон, принявший в Иерусалимском храме на
свои руки Младенца Иисуса.
Евангельские чтения последних дней давали нам примеры такого
покаяния: грешник-мытарь, сознанием своих грехом оказавшийся
оправданным; блудный сын, проживший блудно,
но вернувшийся с покаянием в дом отца, - оба они являют пример
истинного покаяния, глубокого осознания своих ошибок, связанного с
твердым намерением изменить свою жизнь, действительно вернуться в
объятия отчие…
Как хорошо, если истинное покаяние посещает нас. Один наш
писатель пишет, что быть праведным и благочестивым вообще очень
отрадно. Но тот, кому когда-либо приходилось каяться от всей души, согласится,
что, действительно, на свете нет ничего лучше этого. Кающийся человек –
это человек, который примиряется с Богом, преодолевает в себе силы зла,
и, воссоединившись с Богом, возвращает себе, на время, райское
состояние безгрешности. Что может быть лучше примирения с Богом? Что может
быть слаще победы над злом в своем сердце? Что может быть прекрасней,
чем Божия благодать, изливающаяся на
кающегося грешника? Кающийся чувствует себя
сильным, чистым, как бы заново рожденным. Он может смело смотреть в глаза
всему миру, и как это хорошо! Как прекрасно быть кающимся грешником!
Эту радость, эту духовную красоту невозможно изъяснить словами, и
только тот, кто верует или хотя бы веровал, может полностью оценить эту
радость и эту красоту.
Приближаются,
братья и сестры, дни Великого Поста. Мы уже на его пороге. От всего
сердца желаю вам подготовить свое сердце к этому великому таинству
покаяния. Желаю вам встретиться с Богом в таинстве
причащения и подойти к Нему, очистив свое сердце истинным покаянием, чтобы
встреча с Христом у Святой Чаши была для вас истинной встречей, чтобы,
приняв Христа не на руки, как старец Симеон, а
в самую глубину своего верующего сердца, вы озарились бы этой встречей,
чтобы ваше сердце, просветленное, украшенное, озаренное великим чудом
покаяния, узнало Бога в тот момент, когда Он будет находиться
около вас, и чтобы из самой глубины этого сердца вылилась бы
благодарственная и хвалебная песнь этого нынешнего праздника! «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» Аминь.
Феодоровский кафедральный собор
г. Ярославля
На главную
|