Праздничные беседы прот. Бориса Старка
Сретение Господне

15 февраля 1964 г.

На главную  

 

Поздравляю вас с великим и радостным праздником Сретения Господня! В слышанном сегодня евангельском чтении открывается нам частично, в чем заключается этот праздник. Священное предание дополняет евангельское повествование.

Когда младенцу Иисусу исполнилось сорок дней, по обычаю иудейскому, Его Пречистая Матерь принесла Его для воцерковления в Иерусалимский храм. Обычай этот был заповедан еще Моисеем. Каждая мать приносила своего первенца в храм для посвящения его Богу и приносила посильную жертву: двух голубей или молодых голубят.

Конечно, Непорочной Деве не было нужды в очищении, так как Рождество Христово было непорочным и неповинным греху, да и Самого Младенца Иисуса не было нужды воцерковлять, то есть посвящать Церкви, поскольку Он Сам был Сыном Божиим, Сам был Богом, которому посвящался всякий храм. Но, чтобы исполнить закон, который Он пришел не нарушать, а исполнить, а может быть, и для того, чтобы Своим пришествием освятить сам храм, Иисус приходит в Иерусалим, несомый руками Своей Пречистой Девы-Матери. С ними приходит и Обручник Девы – праведный Иосиф. В это время, как говорит Писание, был в Иерусалиме человек, имя которого было Симеон. Ему было обещано от Бога, что он не увидит смерти, пока не увидит своими глазами пришествие Мессии-Спасителя. Священное предание дополняет это Писание, говоря, что этот Симеон был одним из семидесяти переводчиков, которым было поручено перевести книгу Священного писания – Библию – с древнего языка на греческий. Симеону пришлось переводить книгу пророка Исайи. Когда он дошел до слов, что Дева родит Сына, то Симеон остановился и задумался: как может Дева родить Сына. Он подумал, что это описка, и хотел заменить слово «Дева» словом «Жена». Но Ангел остановил его, сказав, что это написано истинно, и что для того, чтобы он смог в этом убедиться, он не умрет, пока не станет свидетелем этого чудного и долгожданного миром события. Долгие годы прошли с тех пор. Симеон жил, старел, и все ждал обещанного, и смерть обходила его, унося вокруг всех его сверстников и друзей. Он устал от жизни и ждал с нетерпением дня, когда он сподобится обещанного видения и сможет после этого уйти из мира и обрести долгожданный покой. И вот этот день настал. Ведомый Духом Святым, Симеон приходит в храм в тот день, когда Дева Мария приносит в него своего первенца, Христа Иисуса. Просветленный духовными подвигами и праведной жизнью, ведомый Святым Духом, праведный Симеон сразу признает в беспомощном Младенце Того, о Ком писал пророк, и, взяв Его на свои руки, вдохновенно, с благодарностью воспевает дивную песнь, которую и мы повторяем ежедневно и в храме, и в частной жизни в нашей молитве: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». То есть – ныне я могу умереть спокойно по Твоему обещанию, так как я стал свидетелем явления Спасителя, который просветит язычников и даст славу народу Своему Израильскому. Святой Симеон дальше предрек и Деве Марии тяжелые скорби, ждущие Ее: «И Тебе оружие пройдет сердце». Была тут, в храме, и престарелая пророчица Анна, и она также признала в Богомладенце Спасителя и пророчествовала о Нем.

Когда читаешь любое евангельское сказание, то всегда невольно жалеешь, что ты не живешь в то время и не являешься соучастником описываемых событий. Но уверены ли мы, братья и сестры, что, живя во времена Христа, мы узнали бы Его, признали бы Господа в зраке беспомощного Младенца, признали бы Бога и Творца в облике галилейского плотника? Задумайтесь, братья и сестры. Скольких людей встретила на Своем пути в  тот день Дева Мария, и никто не признал Иисуса, вероятно, никто даже не обернулся на их пути. Больше того, может быть, некоторые прохожие, спешившие по своим делам, даже невольно толкнули Богоматерь в сутолоке иерусалимских улиц. И только эти два старца, Симеон и Анна-пророчица, просветленные молитвой и постом, очистившие свою душу Богомыслием и покаянием, сразу признали своего Творца и Господа в лице немощного и беспомощного Младенца.

Христос учил впоследствии Своих учеников, говоря: «Блаженны чистые сердцем – ибо они узрят Бога…» Без душевной чистоты мы не можем познать Божество, и, живя в одно время с Христом, вероятно, большинство из нас прошли бы мимо Него, не узнав Его, а может быть, и толкнув Его и Его Пречистую Матерь.

Надо ли нам завидовать праведному Симеону, который держал в своих объятиях Богомладенца Христа, за что и получил от Святой Церкви наименование «Богоприимец», если каждый из нас – христиан – по милости Божией всегда имеет возможность прийти ко Христу, принять Его не только в свои объятия, но и в глубине своего сердца соединиться с Ним в таинстве святого Причащения?

Многие ветхозаветные праведники могут нам завидовать. Нам столько дано, но, к несчастью, мы часто оказываемся недостойными милостей Господних. Не заботясь о чистоте своего сердца, мы, и подходя к Святой Чаше, не всегда ощущаем полноту Благости Господней, так как сердце наше холодно и грязно, и тогда Святые Тайны для нас не являются Источником Радости, а оставляют нас равнодушными и безразличными. В таких случаях мы иногда удивляемся, огорчаемся, не получив радости и облегчения в своих горестях и немощах, но причина этого кроется в нас самих, в нашей греховности, с которой мы недостаточно боролись. О! Если бы нам иметь такое чистое сердце, какое было у праведного Симеона! Если бы использовали свою жизнь, годы, нам Богом данные, для очищения своего сердца, своей души от всего греховного, темного, и каждый раз с просветленным сердцем приходили бы к Святой Чаше, со страхом Божиим и верою! Мы бы, по примеру праведника, ощущали Господа своим внутренним взором, мы бы ощущали блаженство соединения с Ним, делались бы Ему сопричастниками в причащении Святых Тайн. Мы бы не боялись возможной нашей кончины, но всегда были бы готовы перейти в тот мир, где всегда бы пребывали с Ним, и, отходя от Святой Чаши, по примеру Симеона Богоприимца, вкладывая в свою благодарную молитву всю силу своей веры, своего любящего сердца, восклицали бы всегда: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Аминь.

 

Феодоровский собор г. Ярославля

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана