Праздничные беседы прот. Бориса Старка
Крещение Господне (Мк. 1, 9 – 11)

19 января 1967 г.

На главную  

 

В сегодняшнем праздничном Евангелии святой апостол и евангелист Марк описывает ныне празднуемое событие с предельной лаконичностью. Он говорит: «В те дни пришел Иисус от Назарета Галилейского и крестился от Иоанна во Иордане. И когда Он выходил из воды, то небеса разверзлись, и видно было Духа в виде голубя, сходящего на Иисуса, и голос был слышен с небеси: «Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».

Евангелисты Матфей и Лука, описывая это величайшее событие, повторяют приблизительно то же самое.

Что же мы празднуем сегодня? Зачем собрались вокруг Иорданской купели? Чего ждем от Господа?

Перед тем, как выйти на проповедь и на Свой жизненный подвиг спасения рода человеческого, Иисус пришел к реке Иордан, где уже проповедовал пророк Иоанн, призывая народ к покаянию, и в знак видимый этого покаяния крестил их в водах Иорданских.

Иисус приходит, неизвестный и смиренный, чтобы, как и все, принять крещение от Иоанна, но тот, движимый Святым Духом, узнает в Иисусе Мессию и Спасителя. Того, кого ждет так страстно исстрадавшееся в грехах человечество. В страхе восклицает Иоанн: «Ты ли приходишь ко мне креститься? Как подниму руку на главу Господню?..» Смиренно отвечает ему Иисус: «Нам надлежит исполнить всю правду и весь закон…» И вот Он входит в струи Иорданские, и Предтеча и Креститель крестит Его, не нуждающегося в очищении, и небеса отверзаются, и Дух в виде голубя сходит на главу Его, и голос Отца гремит над рекой, называя Иисуса Сыном Своим возлюбленным.

Человечеству, в меру возможности его восприятия, является таинственное чудо Святой Троицы. Отец, Сын и Дух Святой одновременно являют Себя Своему творению, и с этого момента начинается победный, но вместе с тем и тернистый путь Христа – путь спасения человеческого рода.

Зачем нужно было Ему – безгрешному – принимать очищение в крещении? Конечно, Он в очищении не нуждался, но Своим смиренным примером Он всем нам показует путь спасения. Кроме того, погружаясь Своим пречистым Телом в воды Иордана, Он тем самым дает очистительную силу водам, всей водной стихии. В свое время погрязшее в грехах человечество утонуло в водах потопа – то были воды Божьего гнева, воды возмездия, а ныне новый поток вод, и это поток милосердия Божия. Во время потопа погибли люди, а ныне в водах Иорданских погибает грех. И для нас с вами эти воды несут возможность очищения, возможность возрождения, и наши с вами грехи смоются водой, освященной сошествием в нее Сына Божия. И как во времена Ноя, голубь принес масличную ветку в знак окончания гнева Божия, так и в крещении голубь приносит весть о сошествии Духа Святого на воды, а через них – на всех нас. Это – радостная весть примирения грешной твари со своим Творцом по великому Его милосердию.

Ныне мы с вами творим не только воспоминание исторического события. Нет! Мы мистически стоим на берегах Иордана и вместе с толпами верующих присутствуем при дивном сошествии Иисуса в воды Иорданские, стараясь по мере наших слабых сил уразуметь явление Святыя Троицы, и сами очищаемся причащением этой священной воды, воды Иорданской, и освящаем все, вокруг нас находящееся, окроплением своих домов, и грозные воды потопа становятся для нас купелью очистительной. Приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, Явившегося Христа! (Стихира на освящении воды). Аминь.

 

Феодоровский собор г. Ярославля

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана