Великопостные беседы прот. Бориса Старка
П
ервая неделя Великого Поста

Вторая Пассия.

9 апреля 1978 года

   На главную

В воскресные вечера Великого Поста мы совершаем особый умилительный чин, именуемый Пассией… Это как бы предзрение дней Страстной седьмицы. Мы читаем евангельские чтения из всех четырех евангелистов по очереди о событиях последней недели жития Христова на земле, начиная с момента помазания Его ног драгоценным миром женой-мироносицей и кончая моментом, когда праведные Никодим с Иосифом погребли Пречистое Тело Христово в новом гробе, то есть пещере, и приставлением иудеями стражи у этого гроба во избежание кражи Пречистого Тела Христова учениками. Постепенно евангелисты разворачивают перед нами многочисленные картины и показывают различных действующих лиц этой трагедии: уже упомянутую жену-мироносицу, апостолов – Иуду-предателя, Петра, отвергшегося Учителя, других учеников, разбежавшихся в страхе по сторонам, Пилата, знавшего, что предает невиновного, но боявшегося народа и поэтому, для очищения своей совести, умывающего публично руки в знак того, что он не причастен к этому злодеянию. За шестнадцать лет нашего с вами молитвенного общения мы размышляли уже о разных моментах, мы беседовали о многих сторонах этого повествования, но оно столь глубоко, что каждый раз находишь еще какие-то мысли, что-то для себя поучительное и вразумительное…

Сегодня мне бы хотелось остановить ваше внимание на фигурах двух разбойников, распятых на крестах на горе Голгофе одновременно с Иисусом… В одном древнем пророчестве, говоря о грядущем Мессии и о трудностях, Его ожидающих, пророк говорил, что Он вменится с беззаконными, то есть будет приравнен к преступникам. И вот, желая унизить для них столь ненавистного Учителя, евреи невольно выполняют древнее пророчество и распинают Его вместе с двумя разбойниками… Евангелисты не говорят, за какие преступления эти два беззаконные были приговорены к распятию, но, видимо, велики были их злодеяния, так как крестная казнь, как самая мучительная и позорная, применялась только к самым закоренелым и страшным преступникам. Да и сам, один из них, признает, что эту казнь они заслужили своими злыми делами…

Каждый раз, когда читаешь или слышишь эти Голгофские повествования, невольно думаешь: «А если бы я был там в это время? Что бы делал я? Предал бы, как Иуда? Отрекся бы, как Петр? Убежал бы, как прочие ученики? Умыл бы руки, как Пилат? Кричал бы с толпой: «Распни, распни Его»? И вот сегодня из всей этой толпы народа мне захотелось выделить этих двух разбойников…

Палящее солнце Палестины, полуденный жар, - и на высокой горе Голгофе подняты три креста… На одном – Богострадалец, с грустным и страдальческим взором, а по бокам – два креста с разбойниками. Оба они приговорены по заслугам, оба несут заслуженное наказание, оба страдают одинаково от этой бесчеловечной казни, но как по-разному воспринимают они свое положение… В то время, как один не хочет смириться со своим положением и обращается к рядом висящему Христу с упреками, с возмущением: «Раз Ты говоришь, что Ты Сын Божий, что же Ты ничего не делаешь! Сойди с креста, и, главное, освободи нас!» Все надежды его потеряны, и, как утопающий, он цепляется за соломинку. Он не верит в божественное происхождение своего невольного Соседа, но на Нем срывает свою злобу, свою беспомощность. Другой, тот, которого мы во время богослужения и в песнопениях называем «разбойником благоразумным», не протестует против ужасной своей участи. Он понимает ее закономерность и не только не злословит Иисуса, но, наоборот, усовещает своего сообщника, говоря ему: «Как тебе не стыдно! Ведь мы несем заслуженное наказание, а посмотри на этого Праведника, ничего не сделавшего и несущего такую же страшную участь, безмолвно и безропотно…» И обращаясь ко Христу, не просит Его ни об уменьшении страданий, ни о каком-либо чуде, но просит: «Помяни мя, когда приидешь в Свое Царствие…» В этом – прошение и раскаяние о плохо прожитой жизни, и, главное, признание Божественного происхождения Иисуса. И в ответ на это смиренное моление он слышит голос Христа: «Истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мной в раю!» Тот рай, который, по грехам человечества, закрылся для людей, входя в который трепетно ждали ветхозаветные праведники, открылся смертью Спасителя, Его искупительной жертвой, и первым, следом за Христом, в него вошел разбойник, которого мы именуем благоразумным…

Дорогие братья и сестры! Прошлое воскресенье мы с вами беседовали о кресте каждого из нас… Мы вспоминали, как часто в минуты трудностей мы говорим, что несем тяжелый крест своей жизни… Вот и призадумаемся. Как мы его несем, этот наш крест? Жизнь каждого человека состоит из радостей и удач, и из трудностей, болезней, искушений, испытаний… В минуты радости и покоя мы часто забываем о Боге, отходим от Него, закрываем для Него двери нашего сердца, но вот наступает пора испытаний – и мы вспоминаем о Боге, начинаем ощущать свой крест и чаще всего ропщем на него, да и на Самого Создателя. Как первый разбойник, мы богохульно вопием к Нему: «Господи! Раз Ты есть, раз Ты Всемогущий, почему Ты допускаешь то, что со мной творится? Сойди со Своего Креста, чтобы прийти мне на помощь. Сними меня с моего креста, избавь меня от него… Ты же Всеблагий, так прииди ко мне на помощь. Твой долг – пожалеть меня!» Как редко уподобляемся мы благоразумному разбойнику, как редко смиренно принимаем свой крест как искупление своих ошибок, как знак Божией любви к нам, как редко вспоминаем слова Христа о том, что, только взяв свой крест, можно идти за Ним, и как редко в эти трудные минуты у нас находятся благоразумные слова другого разбойника, не просящего о снятии с креста. А просящего о прощении и о вхождении в Царствие Небесное. А ведь в конечном итоге – это единственное, что должно беспокоить и интересовать христианина…

Братья и сестры! Когда трудности одолевают нас, когда вы ощутите на себе свой крест, кажущийся для вас тяжелым, вспомните, что раз есть крест – значит, есть и Голгофа… А раз вы на Голгофе – значит, рядом с вами возвышается крест Самого Христа, и Его безмолвный и грустный взор устремлен на вас с ожиданием того, что Он услышит от вас.

Пусть в такие минуты не найдется у вас богохульных слов первого разбойника, пусть не будет просьб об избавлении от участи, об облегчении крестного пути, но пусть услышит Он от нас только слова благочестия и благоразумия, пусть нашими словами будут слова разбойника благоразумного: «Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем!» И верьте, и знайте, что будет вопль ваш услышан, и что в ответ вы услышите слова Господа: «Истинно говорю вам, будете со Мной в раю». Аминь.

 

(Ярославль, 9 апреля 1978 года).

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана