Вторая
Пассия (Мк. 14, 15).
13 марта
1977 года
На
главную
Еще один раз, прослушав
евангелиста Марка, мы увидела перед собой величественную и трагическую
картину последних дней земной жизни Христа во всей ее необъятности. Уже
много раз мы беседовали с вами на эту тему, вспоминали всех лиц,
упоминающихся в этом повествовании. Каждый пост, во время великопостных
пассий, мы как бы оживляли в своей памяти все подробности этой трагедии.
Мы вспоминали и жену, помазавшую тело Иисусово
драгоценным миром, и предательство Иуды, и отречение Пилата, сознававшего
невиновность Христа, но боявшегося толпы и лицемерно умывшего руки перед
лицом народа, как бы отстраняясь от грязного дела христопредательства.
Вспоминали и толпу иудеев, вчера кричавшую Царю Иудейскому: «Осанна!», а
сегодня требующую Его смерти и распятия, и двух
разбойников, висевших около Его Животворящего Креста, и многое другое.
Все это можно было бы вспоминать и еще много и много раз.
Но
сегодня я хочу поговорить с вами, в связи с прочитанным евангелием, о
другом аспекте этого вопроса. Часто приходится слышать сетования людей:
«Как жалко, что мы живем не во времена Христа! Как жалко, что почти две
тысячи лет отделяют нас от того чудесного времени, когда Христос жил на
земле, общался с людьми, творил Свои чудеса,
учил их Своим заповедям, исцелял их от разных болезней и недугов. Если бы
мы были Его современниками, мы, конечно, не оставили бы Его в момент Голгофских страданий, но с женами-мироносицами и Иоанном Богословом служили бы Ему. Почему мы
лишены возможности общаться с Ним?..»
Это
в корне неверная точка зрения. Господь, уходя от нас, дал обетование: «Аз
есмь с вами до скончания века» (Мф. 28, 20), и это обетование надо понимать не только
в том смысле. Что Бог Вездесущий и всегда пребывает всюду невидимо, но и
в том смысле, что Он ощутимо и видимо пребывает
с нами в храме во время совершения Божественной литургии…
Господь
основал на земле видимую Церковь, союз людей, верующих в Него,
исповедующих Его учение. Много таинств имеет Святая
Церковь, но нет ни одного таинства выше и светлее Святой Литургии –
Евхаристии; много чудес совершалось, да и сейчас совершается в Святой
Церкви, но нет ни одного чуда большего и более совершенного, чем
Божественная Литургия; много благодати изливается в лоне Святой Церкви,
но нет ничего более благодатного, чем совершение Божественной Литургии.
Все виды молитв святы и полезны для души, особенно молитвы общественные:
вечерняя, утреня, часы, повечерие. Но если во всех этих богослужениях мы
вспоминаем Священную историю; если, присутствуя за вечерней, мы
вспоминаем Ветхий завет от сотворения мира до праведного Симеона; если во время утрени мы вспоминаем Новый
завет от Вифлеемской песни: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, и в человецех
благоволение», - то это только благочестивые воспоминания, а в служении Божественной Литургии мы имеем
нечто особенное…
Это не
воспоминание о жизни Христа, это – сама Его жизнь… Это
не воспоминание Вифлеема, Голгофы и крестных мук, и даже не повторение
их, а чудесное продолжение, и,
находясь во храме во время литургии, мы становимся свидетелями,
становимся участниками этих событий. Священник, совершающий литургию,
стоящий перед жертвенником, стоит воистину
перед Вифлеемскими яслями и вместе с пастырями преклоняется перед Родившимся Богомладенцем,
и вместе с волхвами приносит Ему свои посильные дары, но не ладан, золото
и смирну, а души всех тех, кого мы поминаем за проскомидией. Когда же вы
приносите в храм за литургию свои помянники и
свои просфорки, священник читает эти имена,
вынимает из просфорок частицы, и эти частицы
ложатся на дискос – блюдо, знаменующее Вифлеемские ясли, и они все
окружают Христа. А потом, в конце литургии, все эти частицы погружаются к Чашу со Святой Кровью со словами: «Омый, Господи, грехи всех поминавшихся здесь, Кровию Твоею Честною». Таким
образом, мы приводим ко Христу души всех наших
близких, как знающих Бога, так и забывших Его; как стремящихся ко Христу,
так и старающихся уйти от Него подальше. Чтобы Он не служил для них
укором, не смущал их совесть.
Вы
помните, в одно из первых воскресений Великого Поста читалось
евангельское повествование о том, как четверо друзей принесли ко Христу носилки со своим расслабленным товарищем.
Они разобрали крышу того дома, где был Христос, и на веревках опустили носился к ногам Спасителя, и Он сказал этим
друзьям: «По вере вашей будет
вам», - и исцелил их друга. В Евангелии не было сказано о вере самого
болящего, но «по вере вашей».
Так и мы, когда с верою приносим в яслям Богомладенца своих
близких, часто расслабленных духом или телом, то творим доброе дело, так
как подводим их к Богу, а затем и их души и их грехи омываются кровью
Господней…
Часто
мы очень большое внимание уделяем поминовению вслух имен наших близких на
ектениях, молебнах, панихидах. Все это имеет
свое значение, и важно, но нет ничего более важного, как, неслышное нам,
чтение имен ваших близких на проскомидии перед святым Жертвенником, так
как именно тогда все упомянутые делаются участниками святого Таинства
Евхаристии.
Итак, как я уже
сказал, Жертвенник – это вертеп, и когда священник покрывает
приготовленные дары покровцами, то сперва ставит перед дискосом звездицу
со словами: «И пришедше звезда, ста вверху, идеже бе Отроча», то есть «пришла звезда и встала над тем
местом, где находился Отрок». И это не только память об определенном
историческом событии, но это вновь сияет свет Вифлеемской звезды и
возвещает миру место, где начинается дело нашего спасения, закончившееся
на Голгофе. А дальше, когда священник уже стоит перед престолом, на
котором лежат принесенные Дары, он стоит воистину перед Голгофским крестом.
И так жалко, что мы часто не ощущаем эту реальность! Причем не только вы,
миряне, часто приходящие во храм, как на давно
известный и приятный для души спектакль, как на пусть духовное, но
зрелище, - но даже и мы, священнослужители, часто теряем ощущение
реальности своего стояния на
Голгофе и позволяем своим мыслям отвлекаться окружающими нас буднями,
позволяем себе посторонние слова и разговоры, теряя ощущение того, о чем
иногда говорим с завистью: «Почему нас не было тогда, когда Он жил?»
Великие молитвенники – от преподобных Сергия и
Серафима до святителей – Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова,
батюшка старец Амвросий Оптинский и
приснопамятный батюшка отец Иоанн Кронштадтский,
служа литургию, настолько сливались с ней, настолько ощущали реальность
события, что их лица омывались слезами вдохновения, слезами раскаяния в
своих недостоинствах, которых, в сравнении с
нами, грешными, у них не было.
Воистину, не мы должны кому-то завидовать, а нам могут завидовать многие
и многие праведники: Авраам, Исаак и Иаков, великие Моисей и Ной, пророки
Илья, Исайя, Иезекииль и прочие ветхозаветные
угодники не могли мечтать о той близости к Богу, которая предоставляется
нам. Старец Симеон принял Богомладенца
на свои руки, а мы имеем возможность принять Его в свои уста и так
воссоединиться с Ним, чтобы стать причастниками Его Святого Тела и Крови…
Задумались
ли вы когда-нибудь, что значит слово «причастник»? мы как бы становимся
сами частью Того Неизмеримого, пришедшего в мир
для его спасения. Священник, стоящий перед престолом, в момент совершения
Божественной Литургии так близок Христу, что он дерзает
как бы от себя говорить слова Христовы: «Приимите,
ядите – сие есть Тело Мое…», «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета…» За вас
страдает и преломляется Мое Тело, за вас проливается Моя Кровь, которая
омоет ваши беззакония и очистит ваши грехи.
Даже
сам величайший из рожденных женами – пророк и
креститель Иоанн – был только предтечей Христа, а мы имеем возможность
стать Его причастниками. Вот как велико и таинственно Таинство Литургии –
оно бесконечно, беспредельно, не связанное ни временем, ни пространством,
продолжается чудо Голгофы, и нам дано быть его свидетелями, быть его
участниками. Но это накладывает на нас и большую ответственность, и нам
надлежит отдать себе отчет – как
мы стоим на голгофе? Кому уподобляемся? Убегаем ли, как ученики, или
отрекаемся, как Петр? Или продаем, как Иуда? Или умываем руки, как Пилат?
Или просто, как огромная толпа, стоим и любопытствуем, наслаждаясь просто
зрелищем, и не углубляясь в
его содержание?
Дорогие
мои братья и сестры! Господь нас всех призывает к Себе, иногда мы
откликаемся на Его зов, иногда идем, не отдавая себе отчета в причинах
нашего стремления к храму, иногда идем, думая, что даже наше стояние в
храме ни к чему нас не обязывает… Почувствуйте ясно, что когда в храме
совершается Божественная Литургия, вы становитесь участниками ее,
свидетелями Голгофской трагедии, чудесно продолжающейся по милости
Божией, и чем глубже вы это ощутите, тем реальней будет ваше зрение
Креста и Голгофы, тем искренней будут для вас те слова произносимых
молитв, не по памяти, не по привычке, а как крик расплавленного и
очищенного покаянием сердца прозвучат слова: «Господи! Не лобзание Ти
дам, яко Иуда, но яко разбойник, исповедую Тя: Помяни мя, Господи, во
Царствии Твоем». Аминь.
(Феодоровский
кафедральный собор г. Ярославля. 13 марта 1977 года).
На главную
|