Великопостные беседы прот. Бориса Старка
П
ервая неделя Великого Поста

Вторая Пассия (Мк., гл. 14 и 15).

13 апреля 1975 года

   На главную

Господь сказал: «Кто хочет идти за Мной, пусть отвержется себя и возьмет свой крест, и за Мной идет» (Мф. 16, 24). И каждый христианин, желающий идти к совершенству, должен всю жизнь идти за Христом, беря свой крест. Крестный путь Христа был протяжением от Вифлеема до Голгофы, так и крестный путь христианина продолжается от рождения до смерти, и всякая попытка сойти с этого пути, скинуть свой крест есть грех против Бога, отречение от Христа.

Сейчас, когда мы вступили в спасительные дни Великого Поста, мы готовим свое сердце к принятию Святых Тайн Господних… Святая Церковь помогает нам и в этом делании. Весь уклад великопостных служб, все содержание молитв и песнопений поднимает наш дух к небу, настраивает наше сердце на покаянный лад. И вот среди этих служб есть особые службы, именуемые Пассиями. Что такое Пассия? Это – богослужение, состоящее из евангельского чтения, в котором подробно проходят последние дни земной жизни Спасителя, из умилительных песнопений страстной седьмицы и соответствующего поучения…

Вот и сейчас перед нами апостол и евангелист Марк развернул большое полотно предсмертных дней Христа. Перед нами как бы портретная галерея, многочисленные портреты людей, имевших счастье жить в одно время с Иисусом. Слушать Его божественные слова, присутствовать при воистину исторических и неповторимых событиях тех дней…

Чтобы нам подвести свое сердце к истинному покаянию, нам надо представить себе, что и мы удостоились этой великой радости, что и мы живем в то время, и мы присутствуем при последних днях Христа. Как повели бы себя мы в этом случае? Взглянем на тех людей, о которых нам говорит евангелист, и честно ответим себе: «Где были бы мы, что делали бы мы, окажись действительно с Христом в те минуты и часы?»

Вот Христос входит в Вифанию, в дом Симона прокаженного, и некая жена, пришедши, приносит алавастр драгоценного мира, чтобы, припав к ногам Иисусовым, разбить этот драгоценный сосуд и возлить бесценные благовония на главу и ноги Иисусовы. Чтобы купить эти дорогостоящие ароматы, она, возможно, продала все свое имущество, все, что имела, но ее любовь к Учителю была такова, что ей ничего не было жалко, - лишь бы украсить Христа, послужить Ему. Многие стали негодовать, говоря, что напрасна такая бесцельная трата, но Христос остановил их, сказав: «Она доброе дело сделала, она приготовила Мое тело к погребению». Зададим себе честно вопрос – как поступили бы мы на ее месте? Не пожалели бы своего имущества, не стали бы торговаться с собой, чтобы оказать свою любовь к Учителю, не тратя своего имущества? Ведь мы и сейчас всегда имеем возможность служить Христу своим имением, так как в лице окружающих, в лице «малых сих» имеем младших братьев Христовых, и, служа им, служим Самому Господу. Поступаем ли мы так щедро, как сделала евангельская женщина? Пусть наша совесть ответит нам на этот вопрос…

Вот Христос, желая приготовить все для празднования Пасхи, посылает двух учеников и говорит им: «Найдите человека, который приготовил горницу для нашей праздничной трапезы». И они пошли и нашли приготовленную горницу, украшенную, застланную коврами, нарядно прибранную…

А как мы сами уготовляем горницу для праздничной трапезы со своим Учителем? Ведь каждый раз, когда мы подходим к Святой Чаше, мы принимаем у себя в сердце Божественного Учителя. Как приготовили мы свое сердце? Очищено ли оно, украшено ли? Как потрудились мы для этой встречи? Ведь каждый раз, причащаясь Святых Тайн, - мы участники той самой сионской трапезы… Мы, подходя к Чаше, говорим: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». Так ли красиво и нарядно прибрана горница нашего сердца? Призадумайтесь, братья и сестры, и пусть наша совесть постучит в наше сердце и даст честный и искренний ответ…

Вот Христос приглашает Своих учеников к трапезе, но прежде Он берет на Себя труд и, склонившись над каждым, умывает ему его ноги. В этом есть и прямой смысл, так как жили они в жарком климате, ходя по дорогам в открытых сандалиях, конечно, ноги были в пыли и нуждались в омовении. Но есть и другой, более глубокий смысл: Господь показывает, как тщательно надо готовиться к этой Святой трапезе, как очищать все, что является не чистым, не подготовленным к Божественной встрече. Кроме того, Господь Сам объясняет нам Свой удивительный по смирению поступок. Он говорит: «Знаете ли вы, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Иоанн, 13, 12 – 25). Призадумаемся, дорогие братья и сестры, так ли поступаем мы в своей жизни? Следуем ли завету Христа, не кичимся ли своим старшинством? Служим ли нашим братьям, как это сделал Сам наш Божественный Учитель? Спросите свою совесть, будьте честны в эти минуты сами с собой.

Ученики окружают Христа за Пасхальной трапезой… Среди них один… Иуда! Диавол вложил в его сердце страшную мысль предать Учителя. Нам непонятны его мотивы: может быть, это сребролюбие, может быть, он мечтал о Царе Иудейском во всей его славе, а видит Царя, но иного Царствия, не от мира сего… Может быть, ревность или зависть руководила им, но вот из ближайшего ученика он постепенно превращается в предателя. Учитель знает все! Знает и то, что творится в душе Иуды, но Он не отвергает его, Он умывает и его ноги… О, как бы Он хотел отмыть и его душу! Но Бог не насилует воли человека. Каждый идет добровольно своим путем, и Христос может только страдать, глядя на предателя. Он удостаивает и его, недостойного, Божественной трапезы… Но ведь участие в той Трапезе недостойного, может быть, не спасительно, а во суд и во осуждение. Каждый раз, подходя к этой трапезе, мы говорим: «Не лобзание Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем…»

Да! Мы говорим, что не дадим Ему лобзание, как Иуда, не предадим Его… Но так ли это? Мы рады быть около Него, когда Он во славе торжественно входит в Иерусалим… Мы кричим Ему: «Осанна! Благословен Грядый во имя Господне…» Но вот Он в унижении, Он поруганный, оплеванный, избитый… Где мы находимся в эти минуты? Остаемся ли верными своему Учителю или разбегаемся, как ученики, или, может быть, тоже предаем, как Иуда, и иногда предаем лживым лобзанием? Пробудись, наша совесть, дай нам ответ, вразуми нас…

Вспомним Петра! Как он уверял Спасителя: «С Тобою хоть и на смерть пойду!». Иисус предупредил его, говоря: «Прежде чем петух дважды пропоет, ты три раза от Меня отречешься». Это казалось Петру невероятным, но… пришло испытание. Христос во узах, вокруг – бушующая толпа, требующая Его распятия, и по слову Господню испугавшийся Петр трижды отрекается от Того, Кому клялся в верности, и только пение петуха напоминает Петру о словах Господних, и он уходит, горько плача. Предание говорит, что всю свою жизнь, когда утром Он слышал пение петуха, совесть обличала его, уже раскаявшегося и прощенного, и он слезами вновь и вновь омывал свое падение. Ну, а что говорит наша совесть? Обличает ли она нас? Не бывает ли так, что и мы, страха ради иудейска, не сохраняем верность своему Господу, когда видим Его не во славе, а во узах? Совесть! Проснись, обличи нас…

Вот Иисус идет в сад Гефсиманский, Он берет с Собой не всех учеников, а трех ближайших, на кого Он может больше надеяться, Петра, Иоанна и Иакова. Христос знает, какая страшная участь Его ожидает, знает, как горька та Чаша, которую Ему надлежит испить, как тяжел тот крест, который Ему надлежит понести. Его человеческое сердце страждет, и Он, оставив неподалеку Своих учеников, просит их пободрствовать, помочь Ему своей молитвой, а Сам отходит в сторону и начинает страшную, напряженную молитву ко Отцу. Он просит, чтобы, если можно, миновала бы Его эта Чаша, и кровавый пот струится с Его чела на землю, и в полном изнеможении Он идет за поддержкой к Своим ученикам, и… находит их спящими! Сколько лет Он помогал им, поддерживал их. Теперь наступила минута, когда Он нуждается в малой молитвенной помощи, но… ученики устали, и сон сковал их очи. Он будит учеников, укоряет их, говоря: «Симон, ты спишь? Не мог ты пободрствовать один час?» И опять уходит молиться Отцу, смертельно скорбя, и вновь возвращается к ученикам, и опять находит их спящими, и в третий раз так же…

Как бы мы поступили на их месте? Как поступаем мы, когда проходим священные дни Великого Поста? Когда мы видим нашего Господа страждущим? Помогаем ли Ему нашей молитвой, нашим слезным состраданием, или погружены в духовную спячку и не слышим Его голоса, обращенного к нам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть во искушение. Дух бодр, плоть же немощна». Проверьте свою совесть, братья и сестры, пока есть время…

И вот двор Пилатов, неправедный суд. Пилат знал, понимал, что к нему привели Невинного Страдальца, но боязнь перед толпой заставляет его вынести суд неправедный. Он боится, что на него донесут Римскому Цезарю, и он сможет потерять свое место, и он предает Христа на распятие, умывает руки лицемерно в знак своей невинности в смерти Страдальца. Не бываем ли и мы часто подобны Пилату, когда, боясь более сильного, боимся поднять свой голос на защиту правды? Взгляните в свое сердце, призадумайтесь!

Но были слабые существа, у которых неожиданно оказались силы, каких не хватило ученикам Христовым. Это были жены-мироносицы. Когда все разбежались в страхе, они остались с Пречистой Девой при Кресте, они бесстрашно окружили Крест в безмолвной молитве. Они не усомнились в Учителе и тогда, когда Он страдал, когда Его взор угасал… Они были свидетельницами того, как два разбойника, с Ним распятые, - один поносил Христа, упрекал Его, говорил: «Раз Ты – Бог, то спаси и нас, и Сам сойди со креста», а другой, который вошел в историю с именем разбойника благоразумного, стыдил своего соузника, и, обращаясь ко Христу, просил Его: «Помяни мя, когда приидешь во Царствие Свое». Они слышали, как умирающий Христос обещал благоразумному разбойнику, что нынче же Он будет с Самим Христом в райских обителях.

Эти слабые жены все претерпели, все вынесли, остались верными своему Учителю даже по смерти, но зато они первые приняли радостную весть о Воскресении Христовом, они первые и узрели Христа Воскресшего, получив, таким образом, великую награду за свою верность, за свою любовь, за свое бесстрашие…

Дорогие братья и сестры! В эти святые дни Великого Поста мы стараемся подготовить свое сердце к празднику Воскресения Христа. Передумайте еще раз все прочитанное сейчас в святом евангелии, проверьте свою совесть, спросите себя, как бы вы поступили на месте каждого из тех, о ком говорилось в евангельском повествовании… Да поможет вам Господь не усомниться, не отречься, не предать своего Господа – ни словом, ни делом, ни мыслею… Да поможет вам Господь подойти к Нему с истинно чистым сердцем, чтобы, когда Он подойдет к вам, услышать Его призывный голос, обращенный к вам: «Мария!» – и радостно ответить Ему: «Раввуни!», что значит «Учитель!», и припасть к Его стопам, и пребыть с Ним до скончания века. Аминь.

 

(Феодоровский собор г. Ярославля. 13 апреля 1975 года).

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана