Великопостные беседы прот. Бориса Старка
П
ервая неделя Великого Поста

Великопостная 1-я Пассия.

5 марта 1972 года

   На главную

Опять перед нами прошли трагические картины последних дней земной жизни Христа. Сионская горница с тайной Вечерей и предательство Иуды, суд у Пилата, Голгофа, а между этими событиями – Гефсиманский сад и моление Господа об ожидающей Его Чаше… Вот на этом эпизоде я и хотел бы остановиться сегодня. Страдания Христа начались не у Пилата и не на Голгофе, а раньше – именно в саду Гефсиманском, и там Он начал «скорбети и тужити», как говорит евангелист, и там Он сказал ученикам: «Прискорбна есть душа Моя до смерти» (Мф. 28, 36 – 38).

Сад Гефсиманский!.. В свое время человек имел иной сад в Эдеме, сад райский, но человек от Адама потерял вход в этот сад вечного блаженства по грехам своим, и ныне, молясь в саду Гефсиманском, Христос как бы открывает доступ грешному, но кающемуся человечеству и в вечные райские обители.

Христос в великой скорби падает на землю и орошает ее слезами и кровавым потом: «Паде на лице Своем, паде на землю» (Мф. 26, 39). Тяжесть всех человеческих грехов, ныне взятая на Его плечи, как бы пригибает Его к земле, и нам в этом кажется знак милости Божией к нашей грешной земле. Земля была некогда проклята Создателем, и Он сказал Адаму: «Проклята земля в делах твоих» (Быт. 3, 17), а ныне Спаситель обнимает землю Своими руками, припадает к ней, как бы снимает с нее проклятие, лобызает ее… «Земле, земле, - восклицает святой Дмитрий Ростовский, - Бог-Слово припадает к тебе, как друг, оплакивая твое прежнее падение, и теперь снова объял тебя как свою, исцеленную в лоне Его, возвращенную». Спаситель орошает землю кровавым потом. Некогда она была покрыта водами потопными; те воды погубили беззаконных, но не смыли беззакония с лица ее, а теперь кровавый пот орошает землю и обновляет ее… Некогда пала на землю кровь невинного Авеля и вопияла об отмщении, ныне падает кровавый пот Спасителя, но вопиет об отпущении и прощении.

И эту кровь – этот кровавый пот – Христос проливает на землю до того, как люди возложат на Него руки, изливает добровольно, хотя и мучительно, так как знает, что для этого Он пришел на землю. Для того, чтобы спасти людей и ценой Своих страданий, и Своей смерти искупить все их грехи и беззакония. Он в мучительной тоске молится обо всех людях: и уже умерших, и о тех, кто Ему современен, молится и обо всех грядущих поколениях. Молится и о нас с вами, и грехи всего человечества ложатся на Его плечи, и все беззакония людей, соделанные, сказанные или только помысленные, - наполняют страшную Чашу, которую надлежит Ему испить. Он молится и о тех, кто не принимает Его жертвы, о тех, кто отворачивается от Него. Молясь так, Он знал, что даже ближайшие Его ученики – и те были не в состоянии помочь Ему. Он просил их пободрствовать с Ним, а они спали, утомленные… Один из них пошел продавать Его, другой, ближайший, отречется от Него, прочие – разбегутся, и в эту непереносимую минуту скорби и тоски Он был Один против всего человеческого зла, против всех людских беззаконий и злобы, и даже Отец Его Небесный как бы не откликается на Его моления и молчит…

Здесь, в Гефсимании, начались страдания Христа, и эти страдания моральные были для Него еще страшнее и мучительнее, чем все страдания физические, которые Ему предстояло перенести. Его любящее Отцовское сердце истекало кровью от жалости к гибнущему человечеству, и Он стремился поскорее выполнить то, для чего пришел в мир, и в то же время по-человечески изнемогал лицом к лицу со всей бездной человеческой греховности. Прежде, чем истекли потоки Его спасительной крови на Голгофе, Он уже источал кровавые капли в Гефсиманском саду – страдал за своих гибнущих детей. Источал кровь, и в то же время просил Отца: «Отче, да минует Меня чаша сия», отдавая дань Своему человеческому естеству…

Кто из вас терял своих детей? Но теперь у нас, верующих, всегда есть уверенность, что мы их встретим, найдем у Бога. А здесь Христос страдал не за одного, а за тысячи, миллионы погибающих чад. Он просил Отца, чтобы Его подвиг, Его страдания не были напрасны, чтобы всем сердцем спастись и прийти в Отеческие объятия, очищенными Его искупительной жертвой.

Он молился в Гефсиманском саду, чтобы все мы увидели тот великий огонь любви, что горел в Его сердце, чтобы хоть искра Гефсиманского огня запала и разгорелась в наших сердцах. Если от одной искры можно зажечь дом, неужели от этого пламени не зажгутся наши души?

Если солнце весенним теплом растапливает льдины и ледяные горы, неужели тепло и жар Христова сердца не согреет наши души? Как Тайная Вечеря таинственно продолжается в веках, как Голгофские страдания Христа прекратятся только тогда, когда грех окончательно погибнет на земле, так и таинственное Моление о Чаше в саду Гефсиманском, так и страдание и молитва Спасителя до кровавого пота будут продолжаться до тех пор, пока наши грехи и беззакония будут наполнять и переполнять эту Чашу. Каждый наш греховный поступок, каждое наше злое или лживое слово, каждая наша нечистая мысль каплями падают в Чашу Господню, которую Ему надлежит пить за нас и из-за нас, и исторгает из Его очей новые потоки слез и новые капли кровавого пота с Его Пречистого Чела.

В эти дни Великого Поста святая Церковь зовет вас приблизиться ко Христу, согреться Его любовью, зажечься искрой Его Божественного Света.

Братья и сестры! Как-то одна мать горько плакала, собравшиеся около нее дети спросили ее: «Мама, что ты так горько плачешь?» А она ответила им: «Дети, вы забыли, что сегодня годовщина того дня, когда был убит ваш отец!»

Так и наша родная святая Церковь, наша мать, в эти дни зовет нас приблизиться к ней. И если вы спросите, почему так скорбно в эти дни в Церкви, почему так темны облачения священнослужителей, Мать-Церковь скажет нам: «Дети, вы забыли, что приближаются дни, когда ваш Небесный Отец был убит и страдал за вас, и был распят на кресте!»

Пусть образ Гефсиманского сада будет всегда с нами, пусть память о страданиях и горькой чаше Христа всегда будут перед вашим молитвенным взором и предохраняет вас от всякого греха и тайных побуждений, и да поможет всем нам Господь как можно меньше наполнять эту чашу желчью и оцетом своих грехов и своих беззаконий. Аминь.

 

(Феодоровский собор г. Ярославля. 5 марта 1972 года).

(По Барсову и архиеп. Никону (Петину).

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана