Великопостные беседы прот. Бориса Старка
П
ервая неделя Великого Поста

Неделя пятая Великого Поста (Мк. 10, 32 – 45).

1971 год

  На главную

Приближались дни страданий Христа… И вот, в один из дней, когда Он шел с учениками и разъяснял им грядущие события, старался внушить им, что надлежит Ему пострадать и претерпеть мучения и оскорбления для спасения людей и умереть, чтобы потом вновь воскреснуть. Подошли к Нему два сына Зеведеева, Иаков и Иоанн, прося выполнить их просьбу. На Его вопрос, чего они хотят, они попросили Христа, чтобы Он позволил им сесть по правую и левую Его руки, когда Он сядет во Славе Своей. Несмотря на объяснения Учителя, ученики все еще не понимали, в чем заключается Его учение и Его дело спасения рода человеческого. Христос обличал их, говоря, что они не знают, чего просят, а прочие ученики просто вознегодовали на двух братьев за то, что они возжелали занять лучшие места в еще неведомом и непонятном Царствии Божием

Уличая их в стремлении стать первыми, Христос поучал их, сказал им: «Знаете ли, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими, но между вами пусть будет не так, а кто хочет стать бОльшим, пусть будет всем слугой, и кто хочет быть первым – пусть будет всем рабом…»

Эти слова Христа и этот случай, приводимый евангелистом, уличают и каждого из нас, дорогие о Христе братья и сестры… Ведь почти каждый из нас в глубине своего сердца, часто не отдавая себе в этом отчета, все же в силу своего эгоизма, своего самолюбия, всегда стремится занять самое первое место везде, стремится к почету, к удобству, часто, и даже почти всегда, в ущерб интересам других.  Как Иаков и Иоанн просили у Господа первые места, пусть даже из похвального чувства любви к Учителю, но забывая обо всех остальных, так и мы всегда стремимся к собственному благополучию, забывая в эти минуты обо всех окружающих.

Разве даже в храме Божием не стремимся мы занять лучшие места, часто из боязни потерять их, даже не пропуская других, желающих подойти к Кресту или к Святой Чаше. Разве не стремимся мы во все дни нашей жизни обеспечить благополучие себе и своим близким, часто в ущерб окружающим? 

Христос, Сам показавший нам пример смирения от яслей до Креста, обличает нас в нашем эгоизме.

Разве все невзгоды земные, войны, раздоры, драки и споры, как малом масштабе семьи или небольшого общества, так и в крупных масштабах государств и континентов, не происходят потому, что люди забывают эти слова Создателя и Спасителя: «Кто хочет быть бОльшим, пусть будет всем слуга…» и другую заповедь, одну из самых важных и больших: «Возлюби ближнего своего как сам себя…»

Действительно, если бы каждым нашим шагом, каждым нашим побуждением руководила мысль о благе других, а не о нашем собственном благополучии, не было бы ни ссор, ни драк, ни войн…

В своем эгоизме мы всегда считаем себя лучше других, выше других, и поэтому нашему самолюбию всегда трудно примириться с чужой волей, с чужим удобством, мы протестуем, сперва внутренне, потом постепенно наш протест перерастает нас, выливается наружу, и возникает рознь, ссора, зло…

Если бы, наоборот, мы во всем искали прежде чужой интерес, чужое благо, то каждая чужая о нас забота для нас была бы нечаянной радостью…

Похвально стремиться быть около господа, быть в Его доме, но разве обязательно быть первым, быть по правую или левую Его руку, как желали того два евангельских брата? Конечно, нет. Истинно смиренный человек будет уже рад тому, что он около Господа, а на первом или на последнем месте – это не имеет значения. Ведь рука Господня дотягивается и до последнего места, и даже наоборот, видя смирение мытарево, Он скажет нам: «Над малым был верен – над многим тебя поставлю».

Дорогие братья и сестры! Христос пришел на землю не для того, чтобы Ему служили, но для того, чтобы служить людям, и нам Он завещает, если мы хотим быть Его учениками, служить друг другу, всегда думать о благе другого и не искать себе председания, не искать себе почета или уважения от людей.

Недавно мы выносили Крест Господень и слышали призыв Христа: «Кто хочет по Мне идти – да отвержется себя и возьмет свой крест». Так вот любовь к людям, забота о людях, забвение себя для блага других – это тоже частицы Креста Господня, и если мы желаем идти за Ним – мы должны взять на себя и эту частицу Креста.

Вступая в Пост, мы видели пример мытаря и фарисея, каждый из них молился Богу, но один – со смирением, а другой – с гордостью. Сегодня Церковь предостерегает нас от того, как, ослепленные заботой о себе, люди могут даже желание приблизиться ко Христу омрачить себялюбием, как могут даже просьбу к Богу, молитву к Нему извратить чрезмерной заботой о себе, выставляя себя на первый план в ущерб брату, которого мы должны любить как самого себя, если уж не можем возлюбить его больше себя.

Пусть в наших молитвах мы будем просить себе не первого места, которого себе требует самолюбие, но пусть наша молитва будет молитвой блудного сына: «Позволь мне быть последним в Твоем дому, так как я недостоин называться Твоим сыном», пусть наша молитва будет молитвой мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Аминь.

 

(Феодоровский собор г. Ярославля. 1971 год).

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана