Похвала
Пресвятой Богородице.
14 апреля
1967 года
На
главную
От начала Великого
Поста и до самого Входа Господня во Иерусалим,
строгое и скорбное течение богослужений дважды прерывается как бы
солнечными лучами радостного света, и оба раза источником этого света
является Пречистая Богоматерь.
Один раз мы вспоминаем и прославляем
юную Деву Марию, вспоминаем то событие, о котором поется, что оно есть
Спасение нашего Главизна, то есть как бы начало
нашего спасения, мы вспоминаем Ее всесветлое Благовещение,
когда юная Дева, почти девочка, с волнением и трепетом внимает дивным
словам Архангела и в трепете и страхе думает, каково будет целование сие.
Сегодня мы прославляем, в Ней же, Пречистую Матерь –
Богородицу, восхваляем Ту, у Которой, по словам
пророка, «оружие прошло душу…», воздаем похвалу Той, Которая родила безмужно Спасителя мира, а Сама стала за мир ходатаицей перед Своим Божественным Сыном.
Если Он пролил за мир и его спасение Свою
Божественную кровь, то Пречистая Дева пролила и продолжает проливать за
этот грешный мир Свои слезы, слезы Матери, усыновившей в Кресте все
человечество, вобравшей в Свое сердце всех людей – и грешных, и
праведных.
Историческое основание сегодняшнего праздника таково.
В царствование царя Ираклия в 626 году царственный град
Константинополь был осажден с востока – персами, а с запада – скифами, и
ему грозило завоевание неверными. Патриарх Сергий
взял икону Пресвятыя Девы и обносил ее крестным
ходом по стенам города, а потом омочил в водах пролива Ее ризу, и, как
пишет летописец: «море закипело, вражеские корабли потонули
и неприятель отступил от города. Весь народ проводил всю ночь в
молитве, воспевая благодарственное пение Пречистой Деве» (акафист).
Подобное же избавление Царьграда (Константинополя) от агарян
было в 670 году, при императоре Константине Погонате,
при Льве Исавре в 716-740 годах, а по другим
источникам – при Михаиле 3-м (864 год) – от агарян и скифов Аскольда и Дира.
Во всех этих случаях прибегали к помощи и заступлению Богоматери, и Она неизменно помогала
усердным христианам и избавляла их от вражеского ига.
Вспоминая все эти случая Ее заступничества, святая Церковь и
ввела в церковную практику этот праздник «Похвалы Пресвятыя
Богородицы», и так как первое избавление Царьграда было в посту около
пятой недели, то и праздник этот был установлен в субботу, на пятой
неделе Великого Поста.
В этот день с особой торжественностью читается в храмах
акафист Пресвятой Богородицы, первый акафист, написанный для церковного
употребления диаконом Царьградской церкви
Георгием Писидийским и затем послуживший
прообразом и образцом для последующих акафистов, написанных как в честь
Пресвятой Девы, так и в честь угодников Божиих,
или Самого Христа, и различных церковных праздников
и событий.
Но, кроме исторического значения, сегодняшний праздник
приобрел и более широкое значение, более широкий смысл…
В этот день, среди скорби и тягот Поста, мы направляем свой
взор к Той, которая является Главизной
нашего Спасения, которая была как бы орудием Божественного Промысла о
грешном человечестве, как бы Лествицей, ведущей
нас от земли к небу.
Мы часто обращаемся к Ней с различными нашими тяготами и
горестями, просим Ее о помощи в различных обстоятельствах… Часто мы благодарим
Ее за помощь, нам оказанную, благодарим Ее за то заступление,
которое Она нам оказала перед Своим Сыном, а
нашим Богом и Создателем…
Сегодня наши молитвы иные, более светлые, так как менее
заинтересованным, нам ничего не надо, мы ничего не просим, мы –
восхваляем, воздаем хвалу от всего нашего любящего сыновнего сердца.
Сегодня наша молитва к Ней не просительная, не благодарственная, а славословная.
Сегодня мы восхваляем Ту, Которая
удостоилась видения ангельского и получила благую весть от Архангела.
Сегодня мы восхваляем Ту, Которая в
Вифлееме первая поклонилась Новорожденному Христу и повила Его в пелены.
Сегодня мы восхваляем Ту, Которая
вскормила Его своей грудью, охранила хрупкие годы Его детства, оберегала
Его от врагов и напастей.
Сегодня мы восхваляем Ту, Которая
отдала человечеству самое дорогое – Своего Сына – и прошла с Ним от
пещеры Вифлеемской до Креста Голгофского.
Сегодня мы восхваляем Ту, Которая
усыновила нас всех перед Голгофским Крестом,
помогает нам в нашей жизни и ходатайствует за нас на небесах…
Сегодня мы воспеваем Ту, Которая в
Рождестве девство сохранила и во Успении мира не оставила, но есть с нами
и по сей день…
Сегодня мы воспеваем Ее и восклицаем
едины усты и единым сердцем:
Радуйся, Ею же радость возсияет!
Радуйся, Ею же клятва исчезнет!
Радуйся, Ею же обновляется тварь!
Радуйся, Лествице Небесная, Ею же сниде Бог!
Радуйся, всего мира очищение!
Радуйся, Невесто невестная!
Аминь.
Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим!
(Феодоровский собор г. Ярославля. Утреня Похвалы Богородицы.
Пятница, 14 апреля 1967 года).
На главную
|