Четвертая
неделя Великого Поста.
13 апреля
1975 года
На
главную
Вспомним, дорогие братья и сестры, что нам
говорит сегодняшнее евангелие… Приходит ко
Христу некий человек и говорит Ему: «Господи! У меня сын тяжко страждет,
его обуревает страшный дух, бросающий его в огонь и в воду, в новолуние
он падает на землю и истекает пеной. Неоднократно я обращался за помощью
к разным людям, и никто мне не помог. Просил я и Твоих
учеников, но и они ничего не смогли для нас сделать. Если можешь, помоги мне». Конечно, Христос не мог не жалеть
бедного юношу, но Он не сразу помогает ему, а обращается с вопросом к его
отцу: «Можешь ли ты верить? Если
веришь, то все возможно верующему…»
В
ответ на этот ясный вопрос отец со слезами восклицает: «Верую, Господи,
помоги моему неверию!» И тогда Иисус говорит злому духу: «Тебе говорю,
злой дух… выйди». И бедный юноша весь затрясся, упал и замер, как
мертвый, но Господь, взяв его за руку, поднял и поставил здоровым рядом
со счастливым отцом… Какое же поученье вынесем
мы из этого евангельского повествования? Ведь каждый евангельский рассказ
имеет для нас не только историческое значение, но и поучает нас…
Человек
пришел ко Христу… просит Его, то есть молит Его.
Как будто, можно считать этого человека верующим. Но так ли это? Думаю,
нет… Вспомним для примера рассказ, данный нам
евангелием две недели назад. Четыре друга принесли своего товарища,
расслабленного и неподвижного. Не имея возможности подойти к Иисусу,
находящемуся в доме, так как дом был окружен густой толпой, эти четыре
друга не остановились ни перед чем. Они влезли на крышу чужого дома,
разобрали крышу и спустили носилки с больным товарищем к ногам Иисусовым. Ничто их не остановило, им важно было
подойти к Иисусу. Они знали, они верили, что стоит им подойти к
Божественному Учителю, - и их товарищ будет спасен. Вот это вера!
Евангелие ничего не говорит о вере самого больного, но передает нам
следующее: увидя веру их, Господь сказал расслабленному: «Возьми одр свой и ходи…»
Это
ли мы видим сегодня? Нет… Сегодняшний человек
обращается к Иисусу после того, как уже обратился ко многим другим, и
обращается больше с надеждой, чем с верой… Он говорит: «Если можешь, то исцели». И он
надеется, и в то же время сомневается, он обращается к
Христу за помощью скорее как утопающий цепляется за соломинку,
знает, что соломинка не поможет, но из последних сил хватается и за нее.
Христос видит его маловерие, и чтобы дать урок присутствующим, и нам всем
в том числе, но, конечно, прежде всего чтобы вразумить
несчастного отца, спрашивает его: «Имеешь ли веру? Веришь ли безусловно, что я могу это сделать? Если веришь – то все возможно верующему…»
Перед отцом юноши внезапно раскрывается истина, что он сам виновен в том,
что его сын остается неисцеленным. Отсутствие его веры – причина его неудач… С ужасающей ясностью он ощущает свою ответственность, и тут, со слезами раскаяния и отчаяния,
он повергает к Иисусу вопль: «Верую,
Господи, помоги моему неверию!» Он вдруг прозревает, и теперь он
страдает от того, что видит свою веру такой слабой, он хочет верить, но
понимает, как этого мало… Но этого было
достаточно для Господа, и в ответ на этот вопль веры и отчаяния Он
исцеляет болящего и возвращает его отцу здоровым.
Какое близкое
отношение к нам имеет это повествование… Ведь и
мы приходим ко Христу, и мы молим Его, молив часто дерзновенно, но всегда
ли с надлежащей верой? Нет… Как и евангельский
отец, мы часто приходим к Нему с отчаянием, исчерпав все остальные
средства, и мы просим Его, и если Он не сразу исполняет наши просьбы, мы
недоумеваем, огорчаемся, обижаемся, даже негодуем, богохульствуем,
говорим: «Что же Ты нас не слышишь? Раз Ты – Бог, то почему не выполняешь
моей просьбы?»
Подумаем,
почему Господь не всегда сразу выполняет наши просьбы? Во-первых, потому,
что наша вера слишком слаба, а наличие веры необходимо для того, чтобы
Господь откликнулся на наши просьбы. А потом Господь сказал, что все
возможно верующему, а апостол Павел прибавляет: «Все мне позволительно,
но не все полезно» (Кор. 1, 6, 12). Очень часто
мы просим Господа о том, что будет нам во вред, не будет полезным, и
Господь, слыша нас, видя нашу веру, в то же время дает нам время
поразмыслить над своей просьбой, пересмотреть свои желания, и, поняв волю
Божию, не просить того, что было бы нам во
вред. Может быть, у Господа есть причины испытывать нас? Тот же апостол
Павел – гигант, титан веры, - пишет о своем духовном опыте, говоря: «Дано
мне жало в плоть сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды
молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне:
«Довольно для тебя благодати Моей, ибо Моя сила совершается в немощи» (2 Кор. 1, 7 – 9).
Апостол троекратно молил Господа о добром, об
избавлении от искушений, но Господь, желая избавить его от гордости, так
понятной в его случае, ведь апостола Павла так любили и почитали, что
невольно горделивые мысли могли закрасться в его сердце, желая
предотвратить эти горделивые мысли, Господь не сразу выполнил прошение
апостола, но дал ему сперва укрепиться в смирении и только после
троекратной молитвы, видимо,
избавил его от искушений. Значит, для того, чтобы Господь услышал нас и
выполнил наши молитвы, надо, во-первых, иметь непоколебимую веру,
во-вторых, доверие к Господу, уверенность в том, что если Он не сразу
выполняет наше прошение, то, значит, Его Божественная к нам любовь движет
им. Но есть и еще один момент. Надо просить
у Бога, а не требовать от Него, не навязывать Ему свою волю. А мы слишком
часто требуем и негодуем, если не получаем просимого.
Сам Христос дает нам пример моления…
Находясь
в Гефсиманском саду, перед Своими страданиями Он
молился о том, чтобы невыносимая Чаша, Ему уготованная, прошла бы мимо
Него. Он, чистый и непорочный, вдруг увидел перед Собой всю бездну
человеческого греха. Все мерзости, все страсти от сотворения мира до
наших дней и даже до скончания века, окружили своими зловонными
испарениями Его Пречистую Душу… Он, Всезнающий, чувствовал, что Его ждет
нечто еще более страшное – состояние Богооставленности,
когда во тьме человеческого греха Он будет в отчаянии взывать: «Отче!
Почему Ты Меня оставил?» И вот в эти трагические минуты с Его уст
срывается отчаянная мольба к Отцу: «Отче! О, если бы Ты благоволил
пронести Чашу сию мимо Меня!» Но Он тут же прибавляет: «Впрочем, не Моя
воля, но Твоя да будет!» (Лк. 22, 42).
Вот
образец для нас. В такие трагические минуты Христос молит Отца, молит
избавить Его от этой невыносимо мучительной Чаши, но… тут же прибавляет:
«Пусть будет воля Твоя, Отче!»
Каждый
раз, дорогие братья и сестры, когда мы с вами обращаемся к Богу с
молитвой, с просьбой, с молением – проверим себя, вера ли нами движет?
Уверены ли мы в том, что Бог захочет
выполнить наше прошение? И не будем навязывать Ему нашу волю. С
доверием будем относиться к нашему Небесному Отцу. Веря, зная, что Он
лучше нас знает, что нам на пользу. Пусть каждая наша молитва к Нему
начинается словами сегодняшнего евангелия: «Верую, Господи, помоги моему
неверию!» И пусть всякое прошение, всякое обращение к Нему будет
заканчиваться словами молитвы Самого Христа: «Да
будет не Моя воля, Господи, но Твоя». Аминь.
(Феодоровский
собор г. Ярославля. 13 апреля 1975 года).
На главную
|