Четвертая
неделя Великого Поста.
8 апреля
1973 года
На
главную
Напомню вам краткое
содержание сегодняшнего евангельского чтения. Однажды приступил ко Христу человек, у которого был тяжело страждущий
сын. Злой дух лишил его слуха и голоса, и неоднократно обуревал его
страшными припадками. Юноша истекал пеною, падал в конвульсиях, потом
лежал, вытянувшись, как мертвый, неоднократно бросался в огонь и в воду,
и никто не мог помочь ему. Обращался несчастный отец и к ученикам
Христовым, но и они ничего не смогли сделать, чтобы облегчить участь
страдальца. Прослышав о великом Чудотворце, бедный отец с надеждою
обращается к Иисусу и просит помочь, так как никто, даже ученики
Христовы, ничем помочь не смогли. Христос спрашивает у отца: как давно с
юношей случаются эти припадки? Спрашивает, конечно, не потому, что не
знает Сам, а просто для того, чтобы явственней
явить перед народом силу Божию. Отец отвечает,
что юноша болен с самого детства. Тогда Иисус говорит: «Приведи ко Мне
юношу». Когда его привели, то дух, вселившийся в него, сотряс больного –
и тот упал в конвульсиях, испуская пену из уст. Видя эту ужасную картину,
Иисус спросил отца: «Веруешь ли ты? Ибо все возможно верующему». Бедный отец, осознавший, что сейчас
от его веры зависит судьба сына, и разываемый
между надеждой и сознанием своего маловерия, воззвал ко
Христу изумительными по своей силе словами: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» – то есть и хочу верить,
и в то же время признаю, что вера моя слаба, но Ты можешь укрепить ее. И
тогда Иисус запретил духу нечистому, и он оставил юношу, и тот стал
неподвижен, и думали, что он умер. Но Иисус взял его за руку и поднял
его, и юноша восстал, исцеленный от своих недугов… Когда
позднее ученики остались с Христом одни, они спросили Учителя, почему не
смогли исцелить больного? На это Христос отвечал им, что род этот (то
есть злая сила) побеждается только постом и молитвою.
Что же это за сила у поста и молитвы, откуда такое
могущество, почему как щит и меч побеждают они зло и его родоначальника?
Обратимся к евангельскому чтению прошлой крестопоклонной
недели. Обращаясь к ученикам, Христос сказал им: «Кто хочет идти за Мной
– пусть отвержется себя и возьмет крест свой и за Мной
идет» (Мк. 8, 34). Эти слова как бы перекликаются
с сегодняшним евангелием. Сегодня мы слышим как бы развитие сказанного на
прошлой неделе… Какие этапы ставит Христос на
пути спасения? – сперва «Да отвержется себя», а
затем – «Идите ко Мне и за Мной»…
Что такое пост, о котором говорится сегодня? Нельзя
воспринимать это узко, как только лишение себя в определенный дни той или
иной пищи… На первой неделе поста святая Церковь
поет: «Постимся, братие, телесно, постимся и
духовно!» Под постом подразумевается всякое ограничение себя в привычках,
в своих побуждениях как физических, так и моральных… Не
только качество пищи, но и ее количество, и вообще разные удовольствия,
всякое удовлетворение своих желаний имеет в виду Церковь. Ограничить и
свою гордость, и свой эгоизм, и свое честолюбие, и свое самолюбование,
подчинить своя Я чему-то большему, какому-то авторитету, например,
авторитету Церкви, святых отцов. Подчиниться дисциплине церковной… Все это – пост. И хотя кажется,
что все это сделать нетрудно, но на самом деле это не совсем так: каждый,
кто идет по пути аскетизма, знает, что все то, на что мы сегодня и
смотреть не хотим, так как нам это позволено, - завтра, когда правила побуждают
нас от этого воздержаться, как раз это-то и становится особенно желанным
и заманчивым, и мы начинаем торговаться с собой, доказывать, что особого
греха не будет, если я сделаю то или иное, съем ту или иную снедь, запрещенную уставом. Вот этот путь борьбы с
самим собой, этот путь самоограничения и есть подлинный пост, который
постепенно дает силу человеку на борьбу с врагом, родоначальником всякого
зла. Прежде, чем идти за Христом, надо победить самого себя – отвергнуться себя и своих желаний.
А что же такое молитва? И молитву нельзя понимать упрощенно,
как простое автоматическое повторение каких-то молитв, выполнение тех или
иных правил без вложения в них своего сердца, своей души.
Представим себе группу детей, которые со своим учителем идут
в лес. И вот один из ребятишек заметил, что отбился от остальных и не
видит больше своих товарищей и не слышат голоса учителя…
Что делает испуганный ребенок? Он начинает кричать аукать, звать учителя
и тщательно прислушиваться – не донесется ли с какой-нибудь стороны голос
наставника. Кричит, вопиет и прислушивается… И
вот откуда-то издалека доносится ответный голос учителя, и ребенок
радостно бежит в направлении этого голоса и спешит вновь оказаться рядом
с наставником, под его защитой.
То же самое происходит и с нами. Все мы блуждаем по
дремучему лесу страстей человеческих, и мы слишком часто теряем связь со
своим Божественным Учителем, перестаем слышать Его голос. И тогда в страхе мы начинаем взывать к Нему, не потому что
так принято, не потому, что это привычка, а потому, что нам страшно быть
в одиночестве, страшно в дремучем лесу без защиты Учителя, мы боимся
диких зверей, могущих растерзать нас, и мы кричим, зовем нашего Учителя,
прислушиваемся к собственному голосу и к тишине, надеясь, что до нас
дойдет ответный зов Учителя, и наступает момент, когда голос
Христа доходит до нас, и в сознании своей немощи и беспомощности мы бежим
по направлению этого голоса и слышим его все громче и громче, так как
Учитель Сам спешит нам навстречу. Он Сам сказал, что если из ста овец одна потеряется, Он
оставит девяносто девять и пойдет искать одну заблудившуюся. И мы идем на
Его голос и выполняем в силу нашей молитвы вторую ступень Богообщения, отвергнувшись
себя. Идем за Христом. И чем ближе мы подходим к Нему,
тем дальше мы отдаляемся от того, для кого непереносима близость Божия, кто является князем тьмы, и чем дальше мы
удаляемся от него, тем меньше его власть над нами, он перестает быть для
нас страшным и опасным, и наоборот, не мы боимся его, а он начинает
бояться нас, мы приобретаем власть над ним в силу своего
постоянного общения с Господом, достигнутого сперва
победой над самим собой, самоотвержением и затем соединением с Ним в
молитве.
Враг начинает бояться нас и становится нам подвластным.
Многие примеры из жизни святых и праведных убеждают нас в этом. Многие
подвижники путем поста и молитвы получили власть изгонять его, бороться с
ним и побеждать его. Вспомним преподобного Серафима, да и многих других
угодников. Если нам кажется, что мы слабы – вспомним слова Христа, что
все возможно верующему, и враг не будет для нас страшен.
Ну, а что делать, если вера наша слаба, и мы ясно это
ощущаем, и нет в нас дерзновения на борьбу со злом и его родителем? Тогда
вновь обратимся к сегодняшнему Евангелию. Отец юноши сознавал свою
слабость, но надеялся на могущество Божие, и
его удивительный вопль к Иисусу является образцом для нас. Если покажется,
что мы изнемогаем, что наша вера слаба и враг нас устрашает, тогда
вознесем из глубины своего сердца к ожидающему нас Христу молитву,
удивительную по своей силе и по своему смирению: «Верую, Господи! Помоги
моему неверию!» И Господь услышит нас и поможет нам, и спасет нас. Аминь.
(Феодоровский собор
г. Ярославля. 8 апреля 1973 года).
На главную
|