Четвертая
неделя Великого Поста.
9 апреля
1967 года
На
главную
Сегодня, в четвертое воскресенье Великого Поста,
святая Церковь преподает нам в Евангелии от Марка назидание, рассказывая
о том, как некий человек привел к Иисусу своего сына, бывшего бесноватым,
то есть обуреваемым бесом. Мало того, что несчастный юноша был глух и нем, вдобавок к этому с ним случались припадки
беснования, во время которых он падал на землю и бросался в воду или
огонь, извергая изо рта пену, скрежеща зубами и как бы цепенея.
Вероятно,
несчастный отец испытал уже все средства для излечения своего сына – и
все напрасно. Обращался он и к ученикам Христовым, но и те не смогли
помочь несчастному. Видимо, уже совсем почти
угасла надежда отца видеть сына здоровым, но как к последнему средству,
он обращается еще и к Иисусу, прося Его: «Если можешь – то помоги нам». Возможно, что он не очень-то
верил в такую возможность, особенно после того, как и ученики
Христовы оказались беспомощными. Если
можешь! В этих словах – и надежда, и недоверие.
Христос
со вниманием отнесся к бедному отцу. «Приведите его ко Мне», - говорит
Он, и когда к Нему приводят больного, то злой дух в отчаянии трясет юношу
и с ним делается один из ужасных припадков. Христос спрашивает отца:
«Давно ли он болен?», и получает ответ, что с самого детства. Затем
Христос, вновь обращаясь к отцу, спрашивает его, может ли он веровать в
чудо, потому что все возможно
верующему. И тут бедный отец постигает, как мало в нем веры, и что именно
это отсутствие веры и было причиной всех его бед. И со слезами раскаяния,
но и со вспыхнувшей надеждой, восклицает: «Верую, Господи, помоги моему
неверию…»
Зачем
Христос задал эти вопросы? Ведь Он был Всезнающий и Всеведущий. Вероятно,
Он хотел привлечь внимание присутствующих, ведь если бы Он исцелил
больного по первому слову, это прошло бы незамеченным
среди многих чудес. Но Он спрашивает и узнает, что больной страдает с
детства, и что никто не мог его исцелить, даже Его ученики, и этим
привлекает внимание всех, кто присутствовал при этом. Он хочет привлечь
внимание всех, и в первую очередь отца юноши к тому значению, которое
имеет для этого вера, и когда увидел, что отец от надежды переходит к
вере, то сказал: «Дух немой и глухой, выйди из
болящего и больше не возвращайся в него». В последнем приступе злобы дух
сильно потряс юношу и… оставил его, а больной упал недвижным, так что все
подумали, что он умер. Но Христос взял его за руку – и он стал вполне
здоров. Когда ученики спросили Христа, почему им не удалось исцелить
больного, то Он ответил, что род этот (то есть бесовский, то есть вся
злая сила) уходит только постом и молитвой.
Обратим
наше внимание, братья и сестры, на вопрос Христа: «Можешь ли веровать?
Ибо все возможно верующему…»
Как
часто мы с вами, братья и сестры, в наших молитвах просим у Бога всяких
благ земных, как часто обращаемся к Нему с просьбами о разных, как нам
кажется, необходимых для нас вещах, и как редко просим единственно необходимое: укрепления
нашей веры. Действительно, мы
знаем и из истории Церкви, и часто – из своего духовного опыта, что люди,
обладающие горячей и непоколебимой верой, обладают и большими
возможностями. По вере и по молитве их Господь творил чудеса, и если мы с
вами стали беспомощными и убогими, так это потому, что мы дали нашей вере
ослабеть, часто угаснуть, и этим самым лишили себя того, о чем Христос
говорит: «Все возможно верующему».
Если
бы мы просили у Бога только усиления веры – то этим самым мы получили бы
многое другое, так как человек, просветленный верой, или видит
напрасность многого, о чем просил ранее, или же силою своей веры получает
от Бога все то, что необходимо нам на потребу. Господь
Сам в другом евангельском чтении сказал: «Ищите
прежде всего Царствия Божиего, и все остальное
приложится вам…» Это Царствие Божие, которое,
по словам Евангелия, внутри нас, - это наша вера, и чем она горячее, чем она непоколебимее, тем самым и
мы сильнее, богаче духовно, всемогущественнее.
Ибо если просим с верою – то
всегда получаем. Но эта вера –
это богатство, это сокровище не дает покоя врагу и он стремится украсть
ее из нашего сердца, и мы должны защищать ее, а защищать ее надо во
всеоружии, а оружие нам указано Самим Господом,
сказавшим: «Род сей побеждается постом и молитвой».
Ученики не
могли изгнать злого духа, так как, по-видимому, еще не научились посту и
молитве, а без работы над собой (а такой работой, таким трудом и являются
пост и молитва), без работы мы не удержим в себе веру достаточно сильной,
чтобы силой этой веры творить чудеса.
Пусть
наша молитва к Богу будет прежде всего об
укреплении нашей веры. Будем хранить ее, как зеницу ока, будем оберегать
ее, ограждать ее, и когда наша вера укрепится и произрастет, тогда мы
увидим, что все возможно верующему по обетованию Самого
Христа.
Мы
так часто докучаем Господу молитвами о житейских пустяках, так часто
просим у Него благ земных, богатства, почестей. Положения в жизни;
обратим наши усилия к единому на потребу.
Пусть
наша молитва во все времена будет об укреплении нашей веры, и все
остальное придет само собой.
Верую,
Господи, помоги моему неверию.
(Феодоровский
собор г. Ярославля. 9 апреля 1967 года).
На главную
|