Великопостные беседы прот. Бориса Старка
П
ервая неделя Великого Поста

Неделя третья Великого Поста (Крестопоклонная) (Мк. 8, 41 – 1, 9).

17 марта 1963 года

  На главную

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…»

Вот уже мы приближаемся к середине Великого Поста. Многие из нас начинают изнемогать от тяжестей великопостных подвигов, другие, может быть, еще не вступили на стезю покаяния и ничем не отметили это время, исключительное среди годового круга.

«Се – время благоприятное, се – время покаяния…» – поет святая Церковь. Для того, чтобы поддержать унывающих и ослабевающих, для того, чтобы предостеречь заботящихся о своем спасении и теряющих драгоценные дни великопостные и не приносящие добрых плодов, святая Церковь постановила в середине Поста выносить Святой Крест, как бы прообраз крестных страданий Страстной седьмицы. Глядя на этот Крест, унывающий о ослабевающий получает поддержку и подкрепление в своих подвигах, небрежный и нерадивый устыжается своего промедления и встает на путь спасения. Каждому лицезрение Креста, молитва перед Ним дает духовные силы и вразумление.

Крест – одна из самых больших святынь христианства. Крест – это наш спутник от крестильной купели до могильного холма. Крестом награждают отличившихся в подвигах как духовных, так и житейских, воинских или гражданских. Крестами мы украшаем не только облачения священнослужителей, но и украшенными крестами из драгоценных металлов и камней украшали свои одежды в старину и верующие женщины.

И одновременно с этим, как часто всякую тяготу земную, всякую болезнь или напасть мы называем своим крестом. Мы жалуемся на тяжесть этого нашего житейского креста. Откуда такая двойственность? Как может быть тяжестью то, что является радостью, наградой и украшением?

Тяжел ли наш жизненный крест? Нет, братья и сестры! Господь никогда не даст нам креста, превышающего наши силы. Господь призывает нас, говоря: «Возьмите иго Мое на себя…» Он не стал бы призывать нас на это, если бы это иго было нам непосильно. Не крест тяжел для человека, а его борьба с этим крестом, его неприятие креста своего. Ведь в жизни человека одно и то же обстоятельство может быть и тяжелым, и легким, в зависимости от того, как человек сам к нему относится.

Попробуйте посадить человека на принудительную голодовку, даже не полную, - и человек страдает от голода и лишения, жалуется, истощается, и может действительно погибнуть голодной смертью. И посмотрите на угодников Божиих, которые возлагали на себя добровольный пост, не вкушали никакой пищи по дням и даже неделям – для них воздержание было не крестом, а радостью, и многие из особо строгих постников и воздерженников достигали преклонных лет при самой убогой и малой пище, причем вели трудовой образ жизни, трудились физически как в полях и огородах, так и в храме, и в келии, выполняя многочисленные поклоны и коленопреклонения. Для них лишение не было лишением, и несли они этот подвиг легко и радостно.

Попробуйте заключить человека в одиночную камеру, лишить его свободы и общения с людьми – опыт показывает, что при длительном заключении человек падает духом, и многие сходят с ума. А наряду с этим – как многие подвижники уходили в пустыню, в полный затвор, и, пробыв там долгие годы, выходили к людям, полные высокого духа и большой мудрости. Для них затвор не был крестом тяжким, а был добровольным подвигом, если и трудным, но радостным и благим.

Пошлите человека на принудительные работы, заставьте его работать не по часам, а бессменно – и он согнется под тяжестью труда. А наряду с этим мы видим много энтузиастов, которые трудятся добровольно, не считая ни часов, ни сил своих, и для них труд – не проклятие, не крест, а радость, источник творческих сил и вдохновения.

Так и всякий крест, пока он не осмыслен, пока не осознан, как духовная необходимость, тяготит нас и является для нас тяжестью. Но когда мы добровольно берем его, он становится для нас источником радости, он умножает наши духовные силы и подвигает нас на новые подвиги.

Крест, с которым мы боремся – прижимает нас к земле. Крест, взятый добровольно – поднимает нас к небу, дает нам духовные крылья, озаряет нашу жизнь.

Господь, говоря нам: «Возьмите Иго Мое на себя», призывает нас к самоотречению. Прежде, чем взять свой крест, призывает нас к самоотвержению: «Кто хочет идти за Мной, да отвержется себя и тогда возьмет крест свой». И каждый, последовавший за Его зовом, опытно знает, что воистину, «Иго Его – благо, и бремя Его – легко есть».

Сегодня, в середине Поста, святая Церковь выносит Крест Господень и утверждает нас в нашем крестоношении. Припадем же к этому драгоценному для нас Древу Господню и почувствуем, что, неся наш жизненный крест, мы несем в себе частицу этого Креста Христова, и да будет для нас это крестоношение нашим благом, и да будет Крест наш, несомый во Христе и со Христом, легок и радостен. Аминь.

 

(Феодоровский собор г. Ярославля.

Воскресенье 17 марта 1963 года).

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана