Первое
воскресенье Великого Поста (Иоанн 1, 43 – 51).
14 марта
1976 года
На
главную
В жизни почти каждого человека бывают такие
минуты, такие переживания, такие мысли, в которых он никому не
признается, никому их не доверяет, о которых знает лишь он один, и,
конечно, Бог, который все видит и все знает. Эти мысли, а иногда и поступки, бывают столь
отвратительны, столь смрадны, столь постыдны, что человек не только
скрывает их от всякого другого человека, но часто даже духовнику годами
не решается открыть их и снять со своей совести. Одновременно с этим у
человека бывают и другие моменты в жизни, другие мысли и переживания,
столь прекрасные, и в то же время столь личные, что и о них он не говорит
ни с кем, и их знает только он сам и Бог – все видящий и все знающий. Эти
прекрасные минуты бывают следствием каких-то обстоятельств, каких-то
переживаний, часто после по-настоящему искренней исповеди перед
духовником, когда просветленная душа приближается к Богу, и иногда Бог
является ей в той или иной форме, в том или ином виде. Эта таинственная и
словами невыразимая встреча Бога-Создателя со Своим
творением также остается ведома только Бога и человеку, к которому Бог
снизошел. И человек из чувства духовного целомудрия хранит эти встречи в
своем сердце, как свое время хранила и слагала в сердце
Свое многое Сама Пречистая Дева Мария.
Вот
об одной такой встрече говорит нам сегодняшнее евангелие, которое мы
слышим каждый год в первое воскресенье Великого Поста, и которое каждый
раз заставляет нас задуматься о многом.
Христос
зовет Филиппа, говорим Ему: «Иди за Мной…» Филипп был из города Вифсаиды, города Андрея и Петра. Очевидно, от них
Филипп многое знал об этом удивительном, новоявленном Чудотворце. Сердце
Филиппа сразу открывается на призыв Христа, но ему мало идти самому, он
хочет, чтобы с ним пошел и его друг Нафанаил, и
он приглашает Нафанаила идти с ним вместе ко
Христу, говоря, что найден Тот, о Ком вещал
Моисей в законе и пророки, - это Иисус, Сын Иосифов из Назарета. Скептический ум Нафанаила
не так скоро отзывается на этот призыв, как это сделал Филипп. Узнав, что
Иисус родом из Назарета, он с недоверием
спрашивает: «Разве из Назарета может быть
что-нибудь доброе?» Нафанаил не знает, что
Иисус называется Назаретянином, но на самом
деле родился в граде Давидовом – Вифлееме. Все
же настойчивость Филиппа берет верх, и два друга идут к Иисусу. Когда они
еще только подходили и были вдалеке, Иисус, видя грядущего к Нему Нафанаила, говорит: «Вот воистину израильтянин, в
котором нет лукавства». Удивленный Нафанаил спрашивает Христа: «Откуда Ты меня знаешь?»
и получает как бы непонятный ответ: «Прежде, чем тебя позвал Филипп, Я
видел тебя под смоковницей». Этого как будто непонятного ответа оказалось
достаточно, чтобы Нафанаил забыл о своем
скептицизме и воскликнул: «Учитель, Ты воистину Сын Божий, Ты воистину
Царь Израилев!» Что же это была за смоковница,
одно упоминание о которой так резко изменило настроение Нафанаила и открыло ему истинную сущность Того, перед Кем он стоял в данную минуту? Очевидно, в жизни Нафанаила была
такая светлая минута, такое просветленное состояние, может быть,
таинственная встреча с Богом, о которой знал только он сам и, конечно,
Бог, и напоминание об этой минуте, о переживаниях, связанных с этой
смоковницей, сразу открыло Нафанаилу, что перед
ним не просто пророк, не просто Иисус из Назарета,
а воистину всезнающий Сын Божий, ожидаемый и проповеданный пророками
и Моисеем Мессия – Спаситель мира. С этой минуты судьба Нафанаила была решена. Встретив Христа, он
безоговорочно пошел с Ним, отдал Ему всю свою жизнь и всего себя.
Дорогие
братья и сестры, Бог неоднократно являлся людям и в Ветхом завете.
Являлся в разных образах, в меру возможности человека постичь
Божественный Образ. Праотцу Аврааму Бог явился в виде трех странников,
пророк Моисей увидел Его в громе и молнии горы Синайской,
а затем в облике Неопалимой Купины, пророк Илия, ждавший Бога также в
громе и молнии, узрел его в «гласе хлада тонка».
И сколько было других встреч человека со своим Создателем в Ветхом и
Новом Завете! Интересно отметить, что, являясь по Вознесении Своим ученикам, Марии Магдалине, Он не сразу ими
узнавался. Почему же это? Апостолы Петр, Иоанн и Иаков, Его повседневные
попутчики и ученики, на горе Фаворской вдруг узрели Его Божественное
Естество в ином, преображенном облике… Бог доступен каждому, но – в меру
возможности восприятия. В Преображенском тропаре мы поем: «Показавый ученикам Своим
славу Свою яко же можаху», то есть в меру возможности их
восприятия. И так Он являлся многим, что мы знаем из житий святых…
Ну,
а сейчас – является ли Бог человеку? Да, конечно! И чаще, чем мы думаем.
Бог всегда и везде, и человек ощущает и видит Его в меру своих духовных
сил, в меру чистоты своего сердца. «Блаженны чистые сердцем, только они
Бога увидят», - говорил Сам Христос. И сейчас Он
является человеку в той мере, в которой человек может Его воспринять… Иногда душа человеческая, очищенная молитвой,
покаянием, иногда физическими или моральными страданиями или иными
причинами, вдруг ощущает неожиданную и безмерную радость. Кажется – еще
один миг, и Сам Господь протянет Свои Отчие
объятия нам, грешным. Иногда Бог дает нам эти блаженные
минуты, подобные Фаворским переживаниям апостолов, в ярком солнечном свете
весны, когда душа явно ощущает в этом свете и тепле не просто физическое
воздействие отдаленного светила,
но воистину дар Творца; иногда Бог является в улыбке невинного
младенца, в аромате цветка, наконец, в человеке… в Истинном Человеке,
созданном по Его образу и подобию. Часто два человека смотрят на
одну и ту же вещь, но видят ее по-разному. Но ведь и Вифлеемская звезда
светила всему миру, и как мало людей восприняли истинное ее сверкание, и
лишь три мудреца-волхва прошли длинный и изнурительный путь с Востока,
чтобы поклониться Христу, родившемуся в пещере Вифлеемской…
А
через сорок дней после Его рождения, когда Пречистая Дева, выполняя
закон, как это и теперь делают наши матери, понесла младенца Иисуса в
храм для воцерковления, - сколько людей встретилось
Ей на пути? Она шла по шумным улицам восточного города, сколько людей
обгоняло Ее, может быть, задевали Ее в толкучке уличной толпы, и никто не признал, Кто идет рядом с ним… Кто встретился на его пути… И только старец Симеон и
Анна-пророчица чистыми сердцами признали в Малютке, Которого старец
принял на свои руки, Того, Кто Сам держит в Своих руках весь мир, нами до
сегодняшнего дня еще не полностью осознанный…
Братья
и сестры, мы просим Господа, постоянно говоря: «Бог Господь и явися нам…» И Он является, а мы, грешные, погрязшие в
наших грехах и страстях, не ощущаем Его, не видим Его, проходим мимо
Него, и лишь в редкие минуты, как Нафанаил под
смоковницей, чувствуем, что еще миг – и по Своему
милосердию Он явится нам в той или иной форме, в том или ином облике.
Счастлив
тот, кто не пропустит этой встречи. Счастлив тот, кто не забудет этой
встречи. Счастлив тот, кто, узрев
Бога, вместе с Петром воскликнет: «Господи, как мне хорошо с Тобой!
Позволь мне никогда не отходить от Тебя!»
Тот, кто один раз видел Бога своим взором, хотя
бы мысленным, должен навсегда сохранить этот момент в своем сердце,
должен беречь в себе это воспоминание. Оно поможет человеку в борьбе с
грехами и страстями, оно поддержит человека в минуту испытания и
искушения. Человек, узревший Бога, не будет нуждаться ни в каких
доказательствах Его бытия, будет всегда и во всем стремиться к Нему, и
при первом зове упадет к Его ногам, подобно Нафанаилу,
со словами: «Учитель, Ты воистину Сын Божий, Ты воистину Царь Израилев!» Аминь.
(Феодоровский
собор г. Ярославля.
Первое воскресенье Великого Поста.
14 марта 1976 года).
На главную
|