Великопостные беседы прот. Бориса Старка
П
ервая неделя Великого Поста

Первая неделя Великого Поста (Иоан. 1, 43 – 51).

3 марта 1974 года

На главную

Каждый год, когда в первое воскресенье Великого Поста мы слышим предлагаемое нам святой Церковью евангельское чтение, наше внимание неизменно привлекает одно загадочное место…

Христос, отправляясь в одно из обычных путешествий по городам и селам, зовет Филиппа, чтобы тот следовал за Ним. Филипп, живший в одном селении с Андреем и Петром, много слышал от них о необычном Учителе, и с радостью откликается на зов Христов… Мало того – он хочет, чтобы с ними шел и его друг Нафанаил. Он говорит своему другу: «Мы нашли Мессию, о котором говорили и писали пророки и Моисей – это Иисус, сын Иосифа из НазаретаНепосредственный и скептически настроенный Нафанаил отвечает с недоверием: «Разве может что-либо доброе выйти из Назарета?» Среди иудеев город Назарет не пользовался доброй славой. Но Филипп настаивает и говорит Нафанаилу: «Пойди и посмотри сам». И в конце концов Нафанаил соглашается. Когда два друга приходят к Иисусу, Учитель, показывая на Нафанаила, говорит: «Вот воистину израильтянин, в котором нет лукавства!». Пораженный Нафанаил отвечает Учителю: «Откуда Ты меня знаешь?» В ответ на этот вопрос Иисус отвечает ему загадочной фразой: «Еще до того, как тебя пригласил Филипп, Я видел тебя под смоковницей…» Эта малопонятная и загадочная фраза сразу делает переворот в душе Нафанаила, и он, бросаясь к Иисусу, восклицает: «Учитель! Ты – воистину Сын Божий… Ты – Царь Израилев!..» Что значит эта фраза, сказанная Иисусом? О какой смоковнице шла в ней речь? Почему эта фраза так разительно подействовала на Нафанаила? Постараемся это понять.

В жизни каждого человека, если только он может хоть немного оторваться от земли и земных интересов и имеет запросы духа, бывают такие сугубо интимные минуты, когда он, отрываясь от земного, возносится духом к небу, и когда сквозь мглу его грехов ему в большей или в меньшей степени открывается Бог, об этих минутах человек целомудренно не говорит никому, и об этих тайных встречах творения со своим Творцом знает только сам человек и Бог Вездесущий и Всезнающий…

Вероятно, в жизни Нафанаила была такая минута, когда он, сидя под смоковницей, удостоился Боговидения, почувствовал сладкую близость Божию, и об этой минуте, которую он бережно хранил в своей памяти, мог знать только Бог, и упоминание об этой минуте открыло ему глаза на то, что перед Ним Сын Божий, хотя и скрытый под скромным обликом назаретского плотника.

Священная история и Священное предание сохранили нам много случаев явления Божия человеку… Бог являлся Аврааму, являлся Моисею, являлся пророку Илье и многим другим ветхозаветным праведникам. Всему миру воссияла Вифлеемская звезда, призывающая прийти и поклониться родившемуся в Вифлееме Богомладенцу. Правда, очень мало кто, увидев эту необычную звезду, придал ей значение. Еще меньше было тех, кто, увидев ее, последовал за ней. Трое мудрецов с Востока, скромные иудейские пастыри, те, кто не только увидел, но и понял Свет с Востока, удостоились встречи с Богом, удостоились Боговидения. Затем, через сорок дней после рождения Иисуса, когда Его Пречистая Мать принесла Его во исполнение закона в храм Иерусалимский, праведный Симеон сразу признал в Нем Мессию и исповедовал это перед присутствующими, и Анна-пророчица благовествовала о Нем. Были и многие иные случаи, о которых нам повествует и Евангелие, и Предание. Но, спросим мы, почему же так мало людей узнавали Христа, познавали Бога? Ведь звезда посылала свой свет на весь мир, а как мало кто понял ее и разгадал ее, и пошел за ней… Сколько людей встретились в момент Сретения Богородице по дороге в храм Иерусалимский, и только Симеон и Анна признали Его… Почему это? На этот вопрос дает ответ Сам Спаситель, говоря: «Блаженны чистые сердцем – ибо они Бога узрят!» Чистые сердца! Вот то условия, которое необходимо для того, чтобы не пройти равнодушно мимо нашего Спасителя и Бога! Ведь и в наше время, в наши дни Бог встречается со Своим творением, и те, кто чист сердцем, ощущают Его, для других же Он остается невидим и неощутим…

Так в пасмурный день, когда все небо закрыто свинцовыми тучами, мы не видим солнца, его лучи не пробивают тучи и облака, и нам может показаться, что солнце исчезло, что его, может быть, вообще больше нет, - но вот в силу каких-то причин (ученые могут это назвать циклонами или антициклонами) в тучах происходит разрыв, и в это окошко врываются лучи солнца, посылая кому-то свой свет, свое тепло, свою радость…

Так и в жизни каждого человека происходит нечто подобное. Тучи грехов, страстей, беззаконий обволакивают нашу душу, и мы уже не способны воспринять Божественный Свет, узреть Лик Божий. Но по Господню милосердию и в этих тучах может произойти разрыв, действуют тоже свои духовные циклоны и антициклоны, и тогда как бы пелена спадает с глаз человеческих, и наступают, по мере возможности нашего восприятия, те моменты Богообщения, о которых Петр сказал на горе Фаворской: «Господи! Хорошо нам быть здесь, позволь сохранить это мгновение и всегда пребыть с Тобой». Что очищает душу нашу? Причины бывают разные; иногда это длительная физическая боль, очищающая душу и освобождающая дух, иногда это моральные страдания, боль за близких, волнения, скорбь о потере близкого; иногда это внезапное прозрение своих грехов и раскаяние в них, иногда это результат чьей-то горячей молитвы о нас, грешных, или искреннее покаяние, - но в эти моменты душа, освободившись от туч греховных, познает Бога… Ведь Бог всегда с нами, всегда около нас, а мы проходим мимо, ослепленные своими грехами, но вот душа очистилась, и Свет Божией благодати доходит до нас. Очевидно, так было и с Нафанаилом, когда он сидел под смоковницей. Так бывает и с каждым из нас, если нам удается очистить свою душу и разогнать тучи грехов и страстей, нас обуревающих.

Человек, удостоившийся Боговидения, никогда не забывает этого небесного мгновения и должен пронести его через всю свою жизнь. Горе тому, кто пройдет мимо Бога и не узнает Его, не почувствует Его, не увидит Его своим духовным взором… Горе тому, кто, увидев Бога, забудет это блаженное мгновение… Но воистину блажен тот, кто, получив эту милость Божию, узрев своего Творца, сумеет пребыть с Ним до конца своей жизни, и кто, услышав зов Божий, придет к Нему со словами: «Учителю, Ты еси Сын Божий, Ты – воистину Царь Израилев!» Аминь.

(Феодоровский собор г. Ярославля.

Неделя первая Великого поста. 3 марта 1974 года).

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана