Неделя
Сыропустная
3 марта
1968 года
На главную
Вот и закончились дни подготовки к Великому
Посту. Сегодня вечером мы вступаем в эти святые и спасительные дни.
Наша заботливая Матерь – святая Церковь шаг за шагом, со ступеньки на
ступеньку старалась поднять нас по лестнице, ведущей от земли к небу,
от греха к совершенству. Подготавливая нас к Великому Посту, уже
четвертое воскресенье преподносятся нам назидательные евангельские
чтения, имеющие целью помочь нам в этом восхождении по лестнице
совершенствования.
Сперва нам показали пример мытаря. Как и мы все, он был грешен, он не
жил по Божьему закону, но он осознал, глубоко восчувствовал свои грехи,
он осудил свои грехи, и его захлестнуло такое раскаяние, такая скорбь о всем, им содеянном, что он бил себя в грудь
кулаком, не смел поднять глаза на небо и только вопиял: «Боже, милостив буди мне, грешному!».
И
рядом – фарисей, самодовольный, весь переполненный своими кажущимися
добродетелями, которые, если они и есть, т всецело перечеркиваются его
гордостью, его осуждением грешника, мытаря. Святая Церковь и нас всех
призывает заглянуть вглубь своего сердца, увидеть все свои грехи и
раскаяться в них. Призывает нас к покаянию.
У
древних евреев были так называемые грады убежища. Всякий преступник,
успевший добежать до них, укрыться в них, был уже недосягаем для
мщения. Для грешника такой град-убежище – покаяние. Прииди
и укройся в нем, грешник, и Бог справедливый не поразит тебя своим
мечом Правды. Он сам зовет тебя в этот спасительный град, открывает
туда двери. Во время потопа была одна спасительная дверь – дверь
Ковчега. Одна дверь спасения и от потопа греха – это дверь покаяния.
Слышишь, уже поют: «Покаяния отверзи ми двери, Живодавче…»
И Господь открыл нам эту дверь. Он протягивает нам через нее руку.
Войди в нее, укройся в этом спасительном ковчеге. Всмотрись, все вошли
в него… Вот грешник-мытарь, спасенный
покаянием; вот разбойник, исповедавший свои грехи; вот обремененная
грехами блудница, омывшая слезами свои грехи; вот Закхей,
раскаявшийся и прощенный; вот Петр, отрекшийся, плакавший и вновь
принятый Господом; вот Павел-гонитель, ослепленный, прозревший и
возвеличенный; вот Давид, воскликнувший: «Помилуй мя, Боже!» и
помилованный. И весь этот спасительный ковчег наполнен грешниками
раскаявшимися, и нас с вами там ждет Господь.
Вы
помните блудного сына? Отец только увидел издалека, что сын
возвращается в отчий дом… И он бросился
навстречу своем блудному сыну, обнял его, нарядил его, позвал его к
своей обильной и спасительной трапезе…
И
нас с вами ждет наш Отец. Все он всматривается в наши сердца… Не забрезжит ли там заря раскаяния истинного, не
показного, не формального, но того спасительного раскаяния, которое,
как свежий дождь в знойный день, и омывает, и прохлаждает, и оживляет…
Прошлое
воскресенье святая Церковь, продолжая вести нас к посту, привлекала
наше внимание к нашему отношению к людям, друг ко
другу, напоминала нам о необходимости милосердия, любви, заботы друг ко
другу.
И
вот, наконец, настало последнее воскресенье, мы уже в преддверии Поста,
и наша Мать-Церковь дает нам последние указания, последние заветы…
Господь ждет нашего покаяния, но Он же говорит нам: «Если отпускаете
людям согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, если же не отпускаете людям согрешения
их, и Отец ваш Небесный не
отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6,
14-15). Вот оно, условие, без которого мы не можем пересечь
спасительный порог Божественного ковчега.
Братья
и сестры! Часто ли вы задумывались над словами, так знакомыми нам с детства,
которые по многу раз в день мы повторяем,
часто почти автоматически: «Остави нам долги
наши так, как и мы оставляем должникам нашим…»
А
как мы оставляем долги тем, кто против нас согрешил? Или словом, или
делом, или помыслом? Часто мы не можем простить человеку то, что он и
не совершал против нас, а нам только показалось, только подумалось. Вот
почему прежде, чем направиться к этим дверям покаяния, которые уже
открыты для нас, проверим свою совесть, нет ли где-либо в уголке обиды,
огорчения, оскорбления против кого-либо?.. Простим всем, кто против нас
согрешил, и сами попросим прощения у каждого, против кого мы и сами
согрешили. В этом смысл прощенного
воскресенья, в этом смысл дивной службы, которая будет совершаться
сегодня вечером. В этом смысл того, что в преддверии поста, среди
великопостных мотивов, мы будем слушать и торжествующие песнопения
Пасхи – Христова Воскресения. Церковь как бы показывает нам, что
человек покаявшийся, человек, сумевший простить, уже сопричастен
Воскресению. Церковь в преддверии больших трудов, молений и прощений
как бы ободряет нас, вдохновляет нас на подвиги.
Оплачем же
грехи свои, как иудеи на реках Вавилонских плакали о потерянном
отечестве. Устремимся к дверям покаяния, открытым для нас, но прежде всего простим всем, кто виновен перед
нами, и тогда, с чистой совестью, скажем Отцу нашему Небесному: «Отче!
Прости мне все грехи мои, так как я уже простил всем тем, кто согрешил
передо мною!» Аминь.
Феодоровский собор г. Ярославля.
Прощенное воскресенье, 3 марта 1968 года).
(Некоторые мысли по святителю Феофану Затворнику).
На главную
|