Великопостные беседы прот. Бориса Старка
П
ервая неделя Великого Поста

Сретение Господне (перед Постом)

15 февраля 1977 года.

 

На главную

Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с праздником Сретения Господня. Сретение – это значит встреча, и сегодня мы вспоминаем конкретный случай из земной жизни Христа, который вы все, конечно, хорошо помните. В сороковой день по рождении Иисуса Его Пречистая Мать, выполняя закон Моисея, прибыла в Иерусалим и принесла в храм Своего Первенца. Там в это время находился древний старец Симеон, которому было обещано Духом Святым, что он не увидит смерти, пока не исполнится обещанное Богом, то есть воплощение Сына Божиего, пришедшего для спасения мира. Как только Дева Мария вошла в храм, неся Своего малого Младенца, тем же Святым Духом старец прозрел, Кто лежит перед ним, и, взяв Его на руки, произнес вдохновенную молитву, которую мы теперь повторяем ежедневно: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…» То есть, в переводе на русский язык: «Теперь, Господи, я, наконец, могу умереть спокойно, так как глаза мои видели исполнение пророчества о спасении людей…» Находившаяся там же древняя старица – пророчица Анна тоже сразу признала Богомладенца в этом беспомощном Малютке и пророчествовала о Нем.

Но сегодня мне хотелось бы расширить тему праздника и поговорить о встрече человека с Богом вообще…

В тот день Сретения состоялись многие встречи: встреча Симеона со Христом, встреча Богомладенца с людьми, встреча Бога с храмом, Ему посвященным. Священная история и Ветхого, и Нового заветов дает нам много примеров встреч человека с Богом. Из Книги Бытия мы знаем, что наши праотцы, живя в раю безгрешно, постоянно общались со своим Творцом, видели Его так же просто, как просто общается и видит каждый ребенок своих родителей. Но вот тот грех встал между ними и Богом, и видеть Его им стало невыносимо, и когда Он пришел к ним, они спрятались в кусты, а затем и вообще потеряли возможность видеть Его своими уже грешными глазами. Но Бог продолжал являться праведникам, и явления эти бывали различны, и встреча человека с Богом происходила в разных условиях.

Священное Писание описывает нам некоторые из этих встреч. Вот Господь явился Аврааму в виде трех странников и предрекает Аврааму рождение сына от его престарелой и бесчадной жены. Вот Моисей видит Бога в громе, пламени и дыме Синайской горы и в свете Неопалимой Купины… Вот другой пророк, Илья, сам пламенный и горящий, ждет Бога в таком же громе и пламени, но… встречает Его в «гласе хлада тонка». Пророк Исайя также видел Бога, окруженного Херувимами. Странна и таинственна встреча Бога с праотцем Иаковом. Священное Писание дает нам много и других примеров встречи Создателя со Своим творением. Уже в Новом Завете, в глухую Вифлеемскую ночь явился миру Богочеловек в образе беспомощного Богомладенца, но лишь немногие узнали Его, как немногие узнали Его и в день Сретения, празднуемый сегодня. Апостол и евангелист Иоанн Богослов на острове Патмос имел видение Божие, которое он описал в Своем откровении, иначе называемом Апокалипсис. Господь являлся не только тем, кто ждал этой встречи и стремился к ней. Мы знаем Савла, гонителя Христова учения, гонителя Христовой Церкви. Он шел в Дамаск с целью нанести новый удар по христианству, но в пути его ослепил яркий свет, и он услышал слова: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Тогда Савл сказал: «Кто Ты, Господи?» Господь же сказал: «Я – Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна!». Эта встреча оказалась поворотом всей жизни Савла. Ослепленный дивным светом, он потом вновь прозрел, но уже не только очами физическими, но и прозрел духовно, и мы знаем его как апостола Павла, одного из наиболее потрудившихся учеников христианства, много сделавшего для его укрепления и развития.

Ну, а в наши дни встречается ли Господь с человеком? Да, конечно! Во-первых, конечно, потому, что в мире и сейчас есть праведники, которые имеют возможность видеть Бога и беседовать с Ним, но, кроме того, и каждый из нас мог бы иметь эту радость. Почему же мы не видим Бога? Почему мы не слышим Его голоса? Почему не ощущаем Его присутствия? Ведь мы встречаемся с Богом каждый раз, когда приходим в храм, каждый раз, когда стоим на молитве, каждый раз, когда прибегаем к святым Таинствам, а особенно когда подходим к святой Чаше и причащаемся Тела и Крови Господней. Но почему же так часто и в эти святые минуты мы не видим Его, не слышим Его, не ощущаем Его присутствия?

Да потому, дорогие братья и сестры, что наше сердце потеряло свою чистоту, как и сердца наших прародителей. Христос Сам сказал: «Блаженны чистые сердцем, так как они Бога увидят». А мы, стоя на молитве в храме, и даже подходя к Святым Тайнам, не умеем сохранить в чистоте нашего сердца, и облепившие нас грехи, как мутная пелена, обволакивают наш взор, залепляют наши уши, притупляют наши чувства.  Как непреодолимая стена, наши грехи разлучают нас с Богом. Он всегда с нами, всегда около нас, ибо Он Вездесущ, Всеобъемлющ. Что же, значит ли это, что для нас навсегда потеряна возможность общаться со Своим Создателем, увидеть Бога, беседовать с Ним? По счастью, приидя на землю и пострадав на Голгофе, Христос основал Свою Церковь и даровал нам великое чудо – таинство покаяния

Мы с вами приближаемся к дням Великого Поста. Это то время, о котором Церковь поет: «Се время благоприятное – се время покаяния…» Вот уже несколько раз мы слышали чудесные песнопения: «Покаяния отверзи ми двери, Живодавче…» И Господь отверзает нам эти двери, широко распахивает их и ждет – войдем ли мы в них, или наши грехи и страсти задержат нас, и не дадут проникнуть нам в эти врата спасения? Человек, искренне познавший свои беззакония и поднявшийся до покаяния, имеет возможность исправить все свои ошибки и грехи, но это должно быть действительно искреннее и истинное покаяние, а не дань обычаю, не дань привычке, не мероприятие. Каждый из нас должен не только увидеть свои грехи, не только возненавидеть их, не только найти в себе силы, поборов гордость и самолюбие, признаться перед другим человеком в этих своих грехах, но и принять решение впредь бороться со всякой попыткой вернуться к этому греху. Если наше покаяние будет таково, то наше сердце очистится, а частое сердце, по обетованию Самого Господа, узрит Бога, вступая в великие и спасительные дни Великого Поста, желаю вам, дорогие братья и сестры, провести его с пользой для своей души, с пользой для вашего будущего загробного существования. Пусть испепеляющий огонь покаяния изничтожит в ваших сердцах все скверны: все грехи, как мысленные, так и словесные, а особенно совершенные делом, вольные, и, может быть, и невольные. И пройдя сквозь этот очистительный, покаянный огонь, подходите к святой Чаше, этому вечному и неиссякающему Источнику нашего спасения с чистым сердцем. Да будет этот день для вас – днем святой Пасхи, единения со Христом. «Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистающаяся» (пасхальный канон, песнь 1-я).

Если вам удастся очистить свое сердце по-настоящему, до конца, то вы увидите Бога своими внутренними очами, вы услышите Его, вы познаете Его, и, приняв Его не только на свои руки, как праведный Симеон, вспоминаемый сегодня, но приняв Его Пречистое Тело и Честную Кровь в свои уста, вы воссоединитесь с Ним, причаститесь Его святых Тайн, станете частицей Его, и тогда, вместе с праведным Симеоном, во умиление сможете воспеть дивную песнь: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» Аминь.

 

(Феодоровский собор г. Ярославля.

15 февраля 1977 года. На масленной неделе). 

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана