Неделя
мясопустная (о страшном суде). (Мф. 25, 31 –
46).
4 марта 1973
года
На
главную
Одна неделя отделяет нас от спасительных дней Великого
Поста. Приближается то исключительное в году время, о котором святая
Церковь говорит: «Се – время благоприятное, се – время покаяния». А какое
верующее сердце христианина не почувствует в эти дни потребности в очищении,
не почувствует этот призыв к покаянию, не задумается о своих грехах?
Вместе с творцом Великого Канона, святым Андреем Критским, нам хочется
воскликнуть: «Откуда начну плакать окаянного моего жития деяний? Какое положу начала Христе нынешнему рыданию?»
Действительно, как редко человек отдает себе отчет в ошибках своей жизни,
как редко знает, где источники его грехов и прегрешений.
Очень часто мы устремляем все свое
внимание на то плохое, что сделали (и это в том благоприятном случае,
когда мы оказались способны видеть свои грехи), но мы совершенно забываем
о своей ответственности не только за то, что делаем, но и за то, что мы не сделали благое, а могли бы сделать…
Вдумаемся в то евангельское чтение, которое не случайно
предлагает нам Святая церковь в преддверии Великого Поста и которое мы
слушали сегодня в притче Господней о страшном суде. Что говорит нам
Христос? На страшном суде Господь разделит людей, как пастух отделяет
овец от козлищ, и поставит одесную праведных, а ошуюю – грешников, и
скажет праведным: «Приидите,
благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство,
уготованное вам от создания мира». А грешники услышат от Него: «Отойдите
от Меня». За что же, за какие грехи будут вынесены эти приговоры, суровый
и благостный?
«Я был голоден – и вы накормили Меня, Я жаждал – и вы
напоили Меня, Я был раздет – и вы одели Меня, Я был болен или в темнице –
и вы посетили Меня!» А другие услышат обвинение в том, что не накормили, не напоили, не одели, не посетили
Христа, и на недоуменный вопрос – когда же это было? – получат пояснение,
что все, что мы сделали или не
сделали для одного из малых сих, то есть для любого из людей, мы сделали
или не сделали для Самого Господа. Вся наша
жизнь, наполненная взаимоотношениями с людьми – это выявление самой
главной добродетели христианина, выполнение самой большой заповеди
Господней: заповеди о любви.
Проявляя заботу и внимание друг ко другу, мы
выявляем свою любовь к человеку, а без этой любви не может быть и любви к
Богу. Апостол говорит: «Если говоришь, что любишь Бога
и не научился любить человека, - ты лжец и обманщик». Эти две
равные заповеди тесно связаны одна с другой, и степень нашей любви к
человеку является показателем нашей любви к Богу. Вот почему так важно,
чтобы каждую минуту нашей жизни мы деятельно проявляли нашу любовь к
человеку, любовь друг к другу, так как только в этом случае наше сердце
будет стремиться к любви Божией, к Господу,
который является Сам основой всякой любви. Служа
человеку, мы служим Господу, и у очень многих самых разнообразных народов
есть не только трогательный, но и глубоко мудрый обычай в каждом пришельце
видеть Господа. В преданиях говорят, что Бог ходит по земле под видом
странника, и, принимая его, мы принимаем Самого
Господа. Иносказательно и трогательно в этих преданиях выражается мысль
сегодняшнего Евангелия: «Все, что вы сделали или не сделали для одного из
малых сих, вы сделали или не
сделали для Меня, и этим
предрешили свою загробную стезю». А ведь мы, христиане, не только верим,
но и исповедуем свое убеждение в продолжении
жизни за гробом. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», - говорим
мы в нашем Символе веры.
Обратите внимание на то, что в
евангельском чтении нынешнего дня не говорится о том, что человек сделал
плохого, но особенно подчеркивается то, что человек не сделал хорошего, что мог бы сделать, что должен был сделать, если в его
сердце горела любовь к Богу, находящая свое выражение в любви к людям, и
притом не высоко выраженной любви к отвлеченному человеку, а в конкретной любви к любому
человеку, встающему на нашем пути. В одной грузинской песне поется, что
нам каждый гость дарован Богом, а для нас, христиан, каждый человек,
встающий на нашем пути, - это младший брат Господень, ждущий от нас
нашего отношения к нашему Богу и Спасителю.
Дорогие братья и сестры, приближаются спасительные дни
Великого Поста, и все мы будем проверять свою совесть, нести покаяние во
всех своих согрешениях. Это будет хорошо, если мы тщательно проверим свою
совесть, без сожаления и без ложного стыда покаемся во всем плохом, нами
содеянном, сказанном или только помысленном. Но
мы не должны забывать в этом анализе своей души то, к чему привлекает
наше внимание сегодняшнее евангелие. Будем внимательно следить за нашим
отношением к окружающим нас людям. Всегда ли внимательны мы к ним? Кормим
ли голодного? Напояем ли жаждущего? Одеваем ли
нуждающегося, посещаем ли страждущего? Причем, конечно, это понимается не
только буквально, а в гораздо более широком смысле. Часто духовный голод
и жажда, духовное одиночество физическое. Так вдумаемся…
Что мы сделали для тех людей, а главное, что мы не сделали для них, занятые своей жизнью, своими заботами,
своим покоем. Помните притчу о милосердном самарянине? Кто оказался
ближним к израненному разбойниками? Священник
ли, левит ли, или чужеземец, остановившийся около него, облегчивший его
страдания, окруживший его заботами?
По существу, сегодняшнее евангелие о страшном суде – это
завершение евангелия о милосердном самарянине. Он окажется званым на пир
Господень, он станет с овцами, а два других окажутся с козлищами, и для
них суд будет поистине страшным.
Воспользуемся Великим Постом, чтобы
призадуматься: а где же будет наше место на этом страшном суде? Ведь не
Господь, а мы сами являемся хозяевами своей судьбы, от нас, от нашей
жизни, от нашего поведения, от нашего отношения друг ко
другу зависит то, что услышим мы на этом суде: «Отойдите от Меня в геенну
огненную, опаляемые своей же совестью», или же:
«Приидите ко Мне, благословенные
Отца Моего!» Аминь.
(Феодоровский
собор г. Ярославля. 4 марта 1873 года).
На главную
|