Великопостные беседы прот. Бориса Старка
П
ервая неделя Великого Поста

Неделя о блудном сыне (Лк. 15, 11 – 32).

26 февраля 1978 года

На главную

Вот уже второе воскресенье, вторую субботу святая Церковь подготавливает нас к приближающимся великим дням святого и Великого Поста. Уже вторую субботу мы слышим молитвенный вопль о даровании нам истинного покаяния, плача о наших грехах, сокрушения о наших ошибках, а вчера мы слышали новое молитвословие, где, вспоминая древних иудеев, плакавших о своей потерянной Родине, потерянном отчем доме на реках Вавилонских, мы невольно и сами оплакивали Отчий дом нашего Небесного Отца, потерянный нами в силу наших грехов и беззаконий…

Одновременно с этими молитвами и воскресные евангельские чтения стараются направить наши мысли и стремления к исправлению своей внутренней жизни. Прошлое воскресение нам была предложена притча о мытаре и фарисее… Мы восхищались смирением грешника-мытаря, и в то же время возмущались поведением горделивого и самоуверенного фарисея, выполнявшего закон, молящегося, постящегося, творящего милостыню, но в то же время так уверенного в своей непогрешимости, и тут, в храме Божием, на молитве, осуждающего мытаря за эти грехи.

Эти чувства наполняли нас, пока мы были в храме и слушали евангельское чтение. Но вот мы вышли из храма, и те из нас, кто слушает Евангелие не только потому, что оно читается, а потом забывает прослушанное, а те, кто потом раздумывает над услышанным, взглянув внутрь себя, с грустью обнаружили, что, если в нас есть все грехи, которыми был преисполнен мытарь, то нет в нас ни его смирения, ни его покаяния. И напротив, столь осуждаемый нами фарисей – это мы сами. Как и он, мы гордимся своими, часто вымышленными, достоинствами, как и он, мы осуждаем окружающих и ставим себя выше всех, кто находится вокруг нас. Как и он, мы часто дерзаем благодарить Бога за то, что Он создал нас «такими хорошими и праведными», и чем больше мы вдумываемся в прочитанное на прошлой неделе Евангелие, тем больше мы видим свою наготу и свою греховность.

Это ощущение, это неожиданное прозрение могло бы привести нас в уныние, в отчаяние, но чтобы этого не случилось, святая Церковь сегодня предлагает нам другое повествование – рассказ о блудном сыне… Рассказ о том, как некий человек имел двух сыновей, и вот младший заявил отцу: «Выдели мне мою часть наследства, не дожидаясь своей смерти, чтобы я мог, как хочу, ей пользоваться, пока я еще молод». Когда отец выдал ему его часть наследства, этот юноша отошел в дальнюю страну и там предался кутежам и разврату, прожигая полученное имущество с блудницами. Но все имеет конец… Подошел конец и безумно прокученному богатству, и юноша остался без средств. А тут еще на страну напал голод, и неразумный юноша стал просто голодать. Чтобы хоть как-то пропитаться, он нанялся к одному человеку, чтобы пасти его свиней, и утолял свой голод, вкушая рожки из свиного корыта… Наконец, измученный голодом и унижением, глупец задумался: «В доме моего отца последний слуга живет в благополучии и изобилии, а я умираю на чужбине от голода. Пойду к отцу и скажу ему: «Отче! Я согрешил перед небом и перед тобою. Я уже не достоин называться твоим сыном, но приими меня, как последнего слугу в свой дом и не дай мне погибнуть от голода». Так он и сделал. Отец издали увидел сына, идущего к дому (как видно, он не терял надежды, что сын вернется, и все время караулил дорогу), выбежал ему навстречу, и пока сын в смущении говорил заготовленные слова покаяния, отец уже распорядился принести новую роскошную одежду, повелел приготовить праздничный обед, заклав лучшего тельца, возложил на палец сына дорогой перстень… У отца было великое торжество… Его сын, считавшийся уже умершим, воскрес, вернулся, бывший уже погибшим – восстал от греха.

Братья и сестры, вот какое подкрепление нам, грешным, и падшим, предлагает нам словами Евангелия Сам Христос. Ведь как фарисей – это были мы, так и блудный сын – это опять мы. Наш Небесный Отец дал нам так много всего, чтобы мы всегда пребывали с Ним, а мы, взяв от Него много, и часто даже потребовав много, отошли от Него, чтобы растрачивать данные нам таланты в грехах и блудодеяниях. Но, как блудный сын из притчи почувствовал голод физический, так и мы часто, среди наших грехов, ощущаем голод духовный, который побуждает нас искать обратного пути в Отчий Дом. И пусть, может быть, возвращение блудного сына было не так уж бескорыстно, - его раскаяние было, возможно, продиктовано голодом, - но то, что он признал себя смиренно недостойным более называться сыном и просил лишь место последнего слуги, уже говорит в его пользу. Так, может быть, и у нас духовный голод иногда бывает вызван невзгодами, трудностями нашей жизни, частенько мы вспоминаем Бога по пословице: «когда гремит гром». Но и тогда наш всепрощающий и любящий Отец ждет нас, идет нам навстречу с распростертыми объятиями. Пусть ни один человек, признавший свои грехи, по словам Златоуста, «не убоится своего убожества». С полным доверием к Божиему милосердию идем к Отцу, сознавая свои грехи, сознавая, что уже не смеем называться сынами нашего Отца и Бога, но все же предпочитая самый скромный, самый малый уголок в Его доме пребыванию вне этой спасительной ограды.

Послушаем призыв нашей заботливой Матери-Церкви, и в наступающие великопостные дни углубим взор в глубину нашего сердца, познаем все свои грехи и беззакония, и устремимся в Объятия Отчие… Отец ждет нас… Он выходит нам навстречу… Он уже приготовил для нас Упитанного Тельца, чтобы насытить наш духовный голод… Кто знает, у кого из нас будет возможность встретить эти святые дни в будущем году? Может быть, для многих из нас – это последний пост в нашей жизни… Постараемся же провести его с наибольшей для нас духовной пользой.

Еще раз напоминаю вам: Отец нас ждет… Приидите к Нему… Откликнитесь на Его отчий призыв… Как бы ни были велики ваши грехи и ошибки, все простит чадолюбивый Отец, если только к Нему придут с искренним смирением и сокрушением.

В эти дни мы просим: «Покаяния отверзи нам двери, Живодавче…» Эти двери уже открываются, вот-вот они будут отверзты… От вас и только от вас зависит - войдете ли вы этими дверями в Отчий Дом, в Отчие объятия, или нет. Аминь.

(Ярославль, 26 февраля 1978 года).

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана