Великопостные беседы прот. Бориса Старка
П
ервая неделя Великого Поста

Неделя о блудном сыне.

9 февраля 1969 года

 

На главную

Сегодня во время Божественной литургии вы слышали, дорогие братья и сестры, евангельскую притчу о блудном сыне. Не буду вам подробно повторять этот рассказ. Вы его слышали, да и, вероятно, хорошо знаете. В нем рассказывается о сыне, который, получив от своего любящего отца много различных богатств, ушел от него и растратил все полученные блага в развлечениях, недостойных и пустых. Когда он остался без всяких средств к существованию и его начал мучить голод, он вспомнил дом своего отца, в котором последний слуга ни в чем не нуждался. Юноша нашел в себе силы не только признать свою вину перед самим собой, но сделал больше – он пришел в дом отца, и в приступе раскаяния, признавая, что потерял право считаться сыном, просил принять его как последнего слугу, чтобы все же иметь возможность пользоваться благами отчего дома. Отец выбежал навстречу покаявшемуся сыну, простил ему все его ошибки и принял, как любимого сына, устроив в его честь богатый пир, одев его в лучшие одежды…

Почему же эту притчу святая Церковь преподносит нас в назидание сегодня, когда только две недели отделяют нас от спасительных дней Великого Поста? Кто этот блудный сын, о котором говорит притча? Какое отношение этот рассказ имеет к нам с вами?

Если мы хорошенько задумаемся над самими собой, то обнаружим этого блудного сына в самом себе, в каждом из нас. Каждому из нас наш Небесный Отец отпустил так много благ, так много талантов, так много различных ценностей… Бог дал нам сердце, чтобы чувствовать и любить, Бог дал нам ум, чтобы мы могли мыслить и обдумывать свои поступки и свою жизнь, Бог окружил нас людьми, помогающими нам в нашей жизни, Бог дал нам руки и ноги, чтобы дать нам возможность содержать не только самих себя, но и для того, чтобы служить нас окружающим…

Как же мы поступаем со всеми этими дарами Божиими? Как поступаем со всеми теми талантами, которые получили от Создавшего нас? Увы! Как часто наши таланты пропадают даром, как часто они, наоборот, используются не во благо, а во зло. Как часто вместо того, чтобы благодарить Бога за все то, что Он нам дает, мы пользуемся полученными благами, чтобы отойти от нашего Отца в далекую страну, и хорошо, если наступивший духовный голод пробудит нас от греховного сна и напомнит нам те минуты, когда, пребывая с Отцом, пребывая с Богом, мы жили в мире, в радости. Хорошо, если совесть наша пробудится настолько, что мы не только осознаем свои ошибки, но и прибежим к Отцу, бросимся к Его ногам, признаем, что недостойны Его щедрот, но попросим не отринуть нас, а принять, хотя бы не как сыновей – этого мы недостойны – а как последнего наемника.

Мы приближаемся с вами к дням Великого Поста, который Церковь специально установила перед Светлым днем Христова Воскресения, чтобы помочь людям в великом подвиге покаяния. Помочь очистить свою совесть и вернуться к Отцу. Тот подвиг, к которому нас сейчас призывает Церковь – это и есть подвиг блудного сына, познавшего свои грехи и припавшего к Отчим ногам с чувством жгучего стыда, с намерением исправить свою жизнь и свое поведение. Подвиг покаяния, то, к чему нас призывал Предтеча на берегах реки Иордана… Покаяние – это то, к чему призывал человечество и Сам Христос. Его первые слова, обращенные к народу, были: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». И мы с вами, дорогие братья и сестры, с прошлой субботы молим Господа в песнопении: «Покаяния отверзи ми двери…» И эти слова поет не только хор, но вслед за ним эти слова повторяют и наши сердца, сердца каждого из нас. «Господи! Открой мне двери покаяния…» Почему мы просим Бога открыть нам эти двери? Разве мы не можем сами покаяться в своих грехах?

Кающийся грешник подобен путнику, идущему ночью через глухое пустынное поле, застигнутому в поле вьюгой и снежными заносами. Он знает, куда он хочет прийти, он знает тот дом, к которому стремится его сердце и направлен его путь, но снег и ветер слепят глаза, ноги утопают в сугробах, и он с трудом находит нужную дорогу. Наконец, преодолев все трудности, он подходит к заветной двери, но не может нащупать замок. Если он давно ушел из этого дома – он не может понять, как открывается эта дверь, ставшая для него уже незнакомой, и он стучит в эту желанную дверь, он кричит уже в отчаянии: «Откройте, я замерзаю, помогите мне войти!». И любящая рука открывает дверь, и измученный путник входит в теплый приют родного дома, где ждут его и тепло, и ласка, и любовь.

Так и каждый из нас, грешников, запутавшийся в своих грехах и беззакониях, подобен этому путнику. Нам и хочется вернуться под родительский кров, в атмосферу мира и любви, но наши грехи, как снежная пурга, слепят нам очи, наши страсти и ошибки, как снежные сугробы, затрудняют нам путь, и мы спотыкаемся, падаем, и, хотя часто и пытаемся выбраться на спасительную дорогу Отчего дома, но не всегда находим в себе силы, чтобы повернуть дверь и открыть ее. Вот почему, как блудный сын, в преддверии поста мы обращаем свой вопль к Богу, прося Его: «Открой нам двери покаяния. Мы пришли к Тебе, сознавая свои грехи, ужасаясь, множества содеянных нами лютых… мы в то же время надеемся на милости благоутробия Божиего и, как Давид, вопием Господу: «Помилуй нас, Боже, по великой Твоей милости!».

Святая Церковь, давая нам в эти дни пример не только грехов блудного сына, но и его раскаяния, и особенно милости Божией, милости Отца, ждущего нашего обращения, нашего покаяния, призывает нас с надеждой прийти в объятия Отчие, призывает нас, не смущаясь тяжестью наших грехов, вернуться в дом нашего Небесного Отца, принести Ему искреннее покаяние. А Он ждет нас, ждет, и уже заранее радуется каждому искренне раскаявшемуся грешнику, так как, по словам Евангелия, на небесах радуются больше одному раскаявшемуся грешнику, чем девяноста девяти праведникам.

Господня рука уже на замке двери, и Он вот-вот распахнет эту дверь. Со словами смирения и раскаяния входите в эту дверь, и Господь, встретивший вас, скажет: «Сын Мой был мертв – и ожил; пропадал – и нашелся». Аминь.

(Феодоровский собор г. Ярославля.

9 февраля 1969 года).

(Отдельные мысли по митрополиту Николаю).

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана