На
главную
Вот и Успенский пост подходит к концу, незаметно
подходит к концу и лето, а для очень многих из нас так же незаметно
подходит к концу и осень нашей жизни, и приближается день нашего перехода
из этой временной жизни – в жизнь вечную… А нам
все кажется, что мы еще молоды, что в запасе еще много времени для того,
чтобы подумать об этом переходе, подготовиться к этому дальнему
путешествию… Все нас занимают дела житейские, на
все хватает времени, а подумать о душе как-то не остается времени. Нас
гораздо больше беспокоит то, что может повредить нашему материальному
благополучию. Течет крыша у дома – мы найдем время ее починить,
покрасить, чтобы ржавчина не проела железо… Проветрим
нашу зимнюю одежду с наступлением весны и тщательно ее пересыплем
порошком, чтобы за лето не завелась моль… Проверим, не разъедает ли жучок
стены нашего дома или нашу мебель… Все это временное благополучие нас
беспокоит, и мы стараемся, чтобы и наше платье, и наше имущество, и наши
дома были отремонтированы и почищены как можно лучше, как можно
добросовестнее.
А
вот нашу бессмертную душу мы оставляем без
внимания, долго не проверяем свою совесть и даже, когда приходим на
исповедь, то часто рассматриваем это как выполнение какого-то долга, как
дань обычаю, как некое мероприятие. Нас вполне удовлетворяет постоять на молитва, благочестиво прослушать, что говорит
священник, и сказать: «Всем грешен, батюшка!» или же: «Ничем особенным не
грешен», и уйти с сознанием выполненного долга.
Но
покаяния здесь нет и в помине. Человек не ощутил своих грехов, не
испугался своего духовного состояния, и, конечно, его сердце не
очистилось от такого «мероприятия».
Когда
мы идем к врачу телесному, мы твердо знаем, что у нас болит, к какому врачу надо пойти; мы старательно
готовимся, говорим ему все симптомы нашего заболевания, так как боль нас
мучает, нам страшно, что эта боль может еще обостриться
и, может быть, даже послужить причиной еще более тяжкого заболевания и
даже смерти. И мы бежим к врачу, требуем исцеления, - а начинаем с того,
что признаем свою болезнь.
Не то
происходит с нашими недугами духовными… Даже
если мы идем к Врачу души, то не потому, что остро почувствовали свою
болезнь, а скорее по привычке. Мы часто идем не для того, чтобы
выздороветь духовно, а для того, чтобы получить как бы справку о своем
здоровье, и тут уж все равно, какой врач нам ее выдаст.
Вот
сегодня, когда идет к концу Успенский пост, вы пришли к Врачу душ и телес. Постарайтесь отнестись к этому так же
сознательно, как когда идете к врачу телесному. Постарайтесь увидеть
самого себя так же ясно, как мы умеем видеть все плохие стороны других.
Чем глубже будет наше раскаяние, тем больше радость близости Божией; чем искренней будет ваша скорбь о содеянных
ошибках, тем больше уверенности в том, что Господь, пришедший спасти не
праведных, а грешных привести к покаянию, простит вам все ваши грехи.
Вслушайтесь в чин исповедания грехов, который я буду сейчас вам читать,
пропускайте каждое слово через ваше сердце, и да очистится оно в покаянии
от всякой скверны, и да укрепится на стезях правых выполнения заповедей
Господних. Аминь.
(Феодоровский
собор г. Ярославля.
В один из последних дней Успенского
поста 1973 года).
На главную
|