На главную
Мы принимаем пищу, когда ощущаем
голод, и чувствуем падение своих сил; пьем воду или иную жидкость, когда
жажда нас мучает и горло наше пересохло; когда мы чувствуем усталость и
ощущаем, что наша нервная система переутомилась, мы ложимся спать и стараемся во сне дать отдых своему организму;
когда у нас что-нибудь болит, мы отправляемся в больницу, к врачу,
выбирая именно того врача, который более сведущ
в мучающем нас недуге. К несчастью, в нашей духовной жизни мы поступаем
иначе…
Мы приходим к Врачу душ и телес не потому, что чувствуем в этом потребность, не
потому, что жаждем общения с Ним, а чаще потому, что это является у нас
привычкой еще с детских лет: в определенные дни и времена года подходить
к исповеди, причащаться Святых Тайн Господних. В лучшем случае – это
привычка, в худшем – это желание показаться праведным в чужих глазах, а
может быть, и в своих собственных. Мы обманываем себя и отходим от чаши с
чувством фарисейского удовольствия, говоря себе и другим: «Я выполнил
свой христианский долг!»
Разве, если ребенок стремится к
своей матери и с радостью, и с горестью, и с болью – это выполнение
сыновнего долга? Нет, это
потребность человека соединиться с самым дорогим, самым любимым, а кто
для ребенка ближе матери? Так и в духовной жизни каждого человека, тяга к
Богу не есть выполнение долга, а должна быть естественной потребностью
христианина. В радостях, в горестях, с болью или со счастием,
человек-христианин должен стремиться соединиться со своим Отцом Небесным,
а какое соединение может быть глубже или крепче объединения в Святых
Тайнах, когда сам человек делается причастником
этих Тайн, то есть как бы делается сам Телом
Христовым? И вот это стремление должно приводить нас к Богу и к Его
таинствам, особенно к исповеди и причастию. Но это стремление и это
сознание действительности
объединения с Богом должно и пугать нас, заставлять нас с большим
усердием заботиться о чистоте своего сердца при встречах с Христом.
Вспомним апостола Петра, увидевшего
Господа в своей лодке и почувствовавшего все свое ничтожество в эту
минуту. Он сказал Христу: «Господи, отойди от меня, так как я человек
грешный…» Мы же. ощущая
свою греховность перед лицом Божиим, и зная, что для нас, грешных, пришел Он на
землю, мы стараемся как можно тщательней очистить свою душу в таинстве
исповеди перед тем, как стать причастниками Тела и Крови Господней. Вот
почему мы должны стремиться к предельной искренности в эти минуты. Мы
должны приходить на исповедь не для того, чтобы выполнить долг, не для
выполнения обряда, не для мероприятия, а для того, чтобы чистым сердцем увидеть Бога
своими внутренними очами в ту священную минуту, когда будем подходить к
Святой Чаше. Если, идя к врачу телесному, мы забываем естественный стыд и
стараемся как можно лучше осветить свои язвы, то тем более мы должны быть
тщательными в минуты бани духовной, когда Врач душ и телес
наших ждет от нас раскаяния в грехах, которые Он знает заранее. Наше
исповедание нужно Ему не для того, чтобы узнать наши грехи, а для нас
самих, для нашего покаяния, так как с истинного покаяния начинается
борьба с грехом, начинается духовное выздоровление.
Вы, сегодня пришедшие для того, чтобы соединиться с Господом
у Его Святой Чаши, постарайтесь почувствовать духовный голод, ощутить
духовную жажду, почувствовать, как устала ваша душа среди житейского моря
и как она нуждается в
обновлении. Господь ждет вас… Идите в Сретение
Его. Аминь.
(Феодоровский собор г. Ярославля.
Воскресенье 4 октября 1975 года).
На главную
|