Великопостные беседы прот. Бориса Старка
В
торая неделя Великого Поста

Слово перед исповедью

26 июня 1975 г.

На главную  

 

Все мы знаем, что живем не так, как надо, живем, повседневно нарушая закон Божий, нарушая Его заповеди, поступаем несообразно со своим званием христианина. Но, сознавая это, мы всегда стараемся перенести ответственность за все свои дурные поступки на чьи-то чужие плечи. В наших грехах, как нам часто кажется, «вынужденных», мы обвиняем обстоятельства, время, окружающую нас среду, своих близких, соседей, сослуживцев, и редко, редко когда сознаем, что вина во всем этом не вовне нас, а в нас самих, и что для того, чтобы жить по-христиански, надо бороться прежде всего с самим собой… Во всех случаях нашей жизни последняя буква алфавита – буква «Я» – стоит на самом последнем месте. И только когда надо искать ответственного за все наши ошибки, тут мы обращаем свое внимание на всех и на все, и только «Я» остается в тени и без ответственности. Часто даже наши добрые по виду поступки диктуются ничем иным, как желанием превознести свое «Я». Нам хочется, чтобы нас хвалили, чтобы нами любовались, чтобы нас превозносили, и для этого, а не для достижения христианского совершенства, мы часто совершаем подвиги и посты, и молитвы, и прочие добродетели, чтобы потом иметь возможность, подобно евангельскому фарисею, хвалиться, говоря: «Спасибо, Господи, что Ты создал меня таким… Я и молюсь, и пощусь, и помогаю нуждающимся, я не такой, как этот мытарь…». Вспомним, как Господь осудил его, осудит и нас, если мы совершаем подвиги не во имя Его, а для собственного превозношения. Когда же нам случается впасть во искушение, нарушить закон Господень, мы тотчас же ищем, кого бы обвинить в этом.

Можно подумать, что все праведники, для спасения, были поставлены в какие-то исключительно благоприятные условия! На самом деле мы видим обратное. И из житий святых, и из жизнеописаний праведников нашего времени мы видим, что их духовный путь был тернист, наполнен искушениями и испытаниями, но они не поддались им и сумели победить и обстоятельства, и, главное, самих себя. Так было и с Тихоном Задонским, и с праведным старцем Амвросием Оптинским, и с преподобным Серафимом Саровским, и с незабвенным батюшкой отцом Иоанном Кронштадтским, и со многими, многими другими. Обстоятельства их искушали, а они боролись с ними, и прежде всего – с самими собой, и часто в трудных условиях достигали святости и праведности.

Борьба с самим собой – это центр христианской жизни, и без этого человек не может достичь совершенства. Недаром Сам Христос говорит нам: «Кто хочет идти за Мной – пусть отвержется себя и возьмет свой крест, и тогда идет за Мной…» Отвержение самого себя – это начало спасения. Надо отодвинуть свое «я» на самое последнее место, как этой букве и надлежит быть, а мы стараемся, чтобы весь мир служил этому нашему «я», и даже когда привычно ежедневно повторяем молитву Господню и говорим: «Да будет воля Твоя…», то мысленно подразумеваем, что эта воля Божия должна быть согласна с нашей волей, с моей волей, и если она не совпадает с моими желаниями, то мы ропщем на Бога, возмущаемся, грозим Ему и даже отворачиваемся от Него, а от этого происходят и наши остальные грехи, как следствие отпадения от Бога, от Его Правды, от Его Любви…

Часто мы даже видим отдельные свои грехи и даже признаемся в них, но не хотим понять, что это только следствие самого основного греха: нашей гордости, нашего самолюбия, нашей самовлюбленности… Мы даже стараемся бороться с отдельными грехами, не борясь с самим корнем зла… Недаром говорят, что гордость – мать всех пороков… Когда наше поле зарастает бурьяном, мало срывать листья сорняков, надо выкорчевывать корни, иначе вырастут новые побеги, новый бурьян. Таким корнем большинства наших грехов является наше чрезмерно выросшее «я». И именно это не дает нам возможности признать именно себя виновными во всех наших грехах. Мы всегда ищем кого-то, кто виновен в наших ошибках, что-то, что вынуждает нас поступать не по Закону Божию. Так в свое время, потерявши Рай, наши праотцы стали искать, кто в этом виноват… Адам говорил, что Ева его соблазнила, Ева винила змея, но ни тот, ни другая не принесли своего покаяния в соделанном. Они ушли в кусты, думая таким образом укрыться от Божьего правосудия. Так и мы с вами часто, нарушив Закон Божий, вместо того, чтобы обвинить себя и свое нежелание бороться с самим собой, стараемся найти кого-то, кто смог бы оказаться виновным в наших ошибках…

Братья и сестры! Если вы пришли сюда сегодня с истинным желанием очистить свою совесть, принести искреннее покаяние в своих грехах, то начните с того, что отвернитесь от себя, честно, и перед Богом, и перед самим собой, в своих грехах осудите себя и не старайтесь ни оправдать себя, ни свалить свою вину на кого-либо другого. Сердце сокрушенно и смиренно, по словам псалмопевца, Господь не уничижит, сердце же, не стремящееся к истинному покаянию, никогда не найдет дороги к Господу. Если вы хотите истинно идти за Христом, прислушайтесь к Его голосу, к Его словам: «Кто хочет идти за Мной, пусть отвержется себя, возьмет свой крест и тогда идет за Мной». Господь показывает вам истинный путь. Этим путем, путем нелегким, часто тернистым, шли все подвижники, все святые… Если ваша совесть уличает вас в том, что вы не выполняете свои христианские обязанности, то вступайте и вы на этот путь, и в истинно христианском покаянии, в самоуничижении и смирении найдете силы идти за Христом, неся свой крест, и достигнете Царствия Небесного, как его достигли все те, кто отныне окружает престол Небесного Царя в Его светлых обителях. Аминь.

(Феодоровский собор г. Ярославля.

26 июня 1975 года).

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана