Великопостные беседы прот. Бориса Старка
В
торая неделя Великого Поста

Перед исповедью в канун Страстного Четверга

30 апреля 1975 г.

На главную  

 

 «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход, 3, 5).

Так сказал Господь Моисею, когда тот хотел подойти к купине, кусту, горевшему огнем и не сгорающему, из которого он слышал исходящий голос Божий. Если Господь потребовал от Моисея, чтобы тот снял обувь и приблизился только чистыми ногами к тому кусту, который являлся символом присутствия Божия, то как должны быть чисты телом и душой мы с вами, дорогие братья и сестры, стоящие на святом месте в Божием храме, в котором всегда почиет Господь в Своих Святых Тайнах? Как должны быть чисты мы, собирающиеся сами стать храмом, в который войдет Господь, и войдет не на миг, не на час, а до тех пор, пока мы сами не изгоним Его своими грехами? Мы готовимся принять к себе в сердце Того, перед Кем трепещут многоочитые херувимы и шестикрылые серафимы, закрывающие лица свои, не дерзая лицезреть Царя царствующих и Господа господствующих… Скоро отверзутся Царские врата и Сам Господь выйдет к нам, чтобы даться в снедь верным, и мы собираемся принять Его в храм своего сердца и стать Дарохранительницей.

Приготовились ли мы к достойному принятию Святых Тайн? Ведь ожидая к себе любого важного, знатного и почитаемого гостя, мы всегда прибираем свой дом, смотрим, чтобы и дом, и все, что в нем, и наши одеяния, и сами мы были бы чистыми, приукрашенными, все было бы убрано, все было бы достойно столь высокого гостя. А сейчас? Сейчас мы ждем Того, Кто неисчислимо выше всех царей и владык земных, в лучах славы Которого блекнут все земные славы, почести и превосходства. Вот Он идет к нам, чтобы жить в нас (Иоанн, 14, 23; 15, 5; 6, 56, 57).

Посмотрим, готовы ли мы к принятию Святейшего Гостя? Готовы ли мы принять Того, пред Кем «мерзость пути развращенные, мерзость пути нечестивых, мерзость уста лживые, мерзость даже помысел неправедный» (притч. 11, 20; 15, 9; 12, 22; 15, 26)? Посмотрим, чисто ли наше сердце, чиста ли наша душа? Все ли у нас готово для приема Чистейшего и Святейшего Гостя? Есть ли для Него чистая горница, есть ли для Него приличное брашно и питие? Живая вера в Господа и горящее сердце? Есть ли для Него благовонное миро и чистый елей добрых дел? Горит ли в нашей храмине огонь чистой и самоотверженной любви к Богу и ближним? Облеклись ли мы в одежду брачную? Приготовили ли наш язык к славословию Господа?

Как радостно было бы, если бы можно было по совести дерзновенно сказать: «Да, мы готовы! Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое!» (Пс. 56, 8). Все готово у нас для Твоего приема, прииди к нам и веселися в нас (Иоанн, 14, 8), обитая в нас, царствуй в нас (Иоанн 10, 14, 23; 17, 26; 15, 5; 6, 56, 57). Но увы, совесть наша не позволяет нам так сказать, наша совесть подсказывает нам, что и ум, и сердце наше омрачены нечистыми помыслами, желаниями, чувствами, грех стал нашим господином и ему мы служим со старанием.

Нет в нас достойного места для Божественного обиталища. При слабости нашей веры, нет и живой воды – пития для Господа! Нет благоухания добрых дел, благоуханного миро и чистого елея для Господа! Священный огонь любви к Богу и ближним едва тлеет в наших сердцах. В душе нашей холодно и мрачно от недостатка веры и надежды. Нет и одежды чистой и невинности души!

Мы не готовы и не приготовились принять к себе желанного Гостя, Царя царствующих и Господа господствующих… Что же делать? Ведь Жених уже грядет… Если мы будем еще медлить, то станет поздно… нельзя медлить, а то затворятся двери брачного чертога и мы останемся за дверями вместе с девами неблагоразумными и услышим от Жениха: «Не знаю вас» (Мф. 25, 6, 10, 12). Но и входить на брачный пир, на имея брачного одеяния – опасно. Царь может заметить нашу небрачную одежду и сказать: «Друже, как вошел сюда, не имея одеяния брачного?» и затем приказать слугам: «Связавше ему руки и ноги, возьмите его и ввержите во тьму кромешную» (Мф. 22, 12 – 13).

Но и отказаться от приема дорогого Гостя мы не можем… Хотим быть с Ним, насладиться Его Божественной Трапезой, быть там, где Он, наш Спаситель и Искупитель… Что же нам делать? Как быть? Сделаем то, что повелел Господь Моисею при купине. Каждый из нас да изует сапоги от ног своих, то есть сейчас же, нимало не медля, оставим хотя бы на короткое время всякое житейское попечение, отрешимся от своей гордости, от своих греховных чувств и желаний, хотя бы в последний час очистим свою душу от всего скверного и греховного. Вознесем Господу мольбу, чтобы Он Сам укрепил нас в наших добрых намерениях и дал бы силы осуществить их на деле. Мы, входя в святые дни Великого Поста, были намерены провести его с пользой для своей души, провести его так, чтобы приблизить свое спасение. Но вот пост почти прошел, а мы так ничего или почти ничего и не сделали из того, что хотели сотворить. Постараемся сделать это в последние дни поста, чтобы завтра подойти к Божественной трапезе хотя бы с искренними добрыми намерениями, и Господь, принявший в последнюю минуту разбойника на кресте и введший его с Собой в райские обители, примет и наше покаяние, и наше намерение, поможет нам очистить свою душу и свое сердце, и тогда для нас будут звучать живительные слова: «С верою и любовью приступим, да причастники жизни вечные будем». Аминь.

 

(Феодоровский собор г. Ярославля.

Вечер Страстной Среды 30 апреля 1975 года).

(По мотивам проповеди прот. Иакова Погодина. Кронштадт).

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана