На главную
Каждый год, оканчивая
поприще Великого Поста, невольно останавливаешься на двух моментах:
во-первых, как быстро прошел Пост… Кажется, так
недавно мы ждали его, готовились к нему, были преисполнены добрых
намерений, обещали Богу и самим себе исправить свою жизнь, отбросить все
соблазны и распроститься со всякой нечистотой, со всем тем, что отдаляет
нас от нашего Создателя и Спасителя, и вот Пост пролетел… Незаметно прошли
как будто долгие семь недель, и в конце этого пути мы невольно поражаемся
тому, как быстро пролетело это время… Невольно
задумываешься и над тем, что и вся наша жизнь так же быстротечна, и что
все те благие намерения, которыми полна наша душа, могут не осуществиться,
так как время, нам отведенное Божьим промыслом, - истекло. Сегодня это
ощущение особенно сильно, так как все мы находимся под впечатлением
внезапной смерти нашей сотрудницы, певшей и читавшей на клиросе в верхнем
храме каждый день. Она готовилась к Пасхе, пособоровалась,
причастилась Святых Тайн, сегодня утром, как всегда, поднялась в верхний
храм, и… упала мертвой на пороге.
Какая блаженная кончина! А вот мы
все еще думаем, что время еще есть, и оставляем на завтра или даже на
послезавтра те подвиги спасения, ту борьбу с грехом, которую нам не
хочется предпринимать сегодня, и вот эта вторая мысль, которую невольно
ощущаешь в эти последние дни Великого Поста. Почему это? Ведь мы были
искренни, когда хотели в прощенное воскресенье
пройти пост с пользой, а сегодня находим в себе все те же грехи. Много
собирались сделать, а времени не хватило, пост прошел, а мы и не
заметили! Как же нам быть? Как восполнить истраченное зря время?
По счастию
для нас, Господь долготерпелив и многомилостив. В одной притче Он говорит
о Хозяине, который нанимал работников к себе на службу, кого с раннего
утра, кого в полдень, а кого и тогда, когда день уже клонился к закату, и
каждому отмерил полной мерой (Мф. 20, 1 – 16).
Так и мы, если в единодесятый час опомнимся и
припадем ко Христу с покаянием, Он не отринет
нас. Вспомним о благоразумном разбойнике, получившем прощение своих
грехов за раскаяние в последнюю, предсмертную минуту.
Святой Иоанн Златоуст в пасхальном
своем слове говорит то же, что и Господь в
притче: «Кто начал трудиться только во единодесятый
час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыко,
приемлет последнего, как и первого, упокоевает в единодесятый
час пришедшего, как делавшего от первого часа. И последнего милует, и
первому угождает, и тому дает, и этому дарствует,
и дела приемлет, и намерение целует» (Слово спасительное в день Святой
Пасхи св. Иоанна Златоуста).
Поэтому, дорогие братья и сестры, не
устрашимся промедления, но в уповании на бесконечное милосердие Господне
в эти последние дни поста принесем Господу истинные плоды покаяния, и
тогда, по словам того же Златоуста, все внидем
в радость Господа нашего, и первые, и последние. На всех хватит благодати
Господней, но надо, чтобы это, хотя и столь запоздалое, раскаяние было истинным и непреложным. Мы можем
обмануть священника, мы можем обмануть друг друга, мы можем обмануть даже
сами себя, но Бога мы обмануть не сможем. Вечеря Господня готова. Он ждет
нас… Откроем Ему свои сердца и со страхом Божиим приступим к этой священной Трапезе.
(Вечер великой среды.
Феодоровский собор г. Ярославля, 6 апреля 1977 года).
На главную
|