Великопостные беседы прот. Бориса Старка
В
торая неделя Великого Поста

Воскресение перед исповедью

18 марта 1979 г.

На главную  

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Наступил Великий Пост… Вот уже две недели прошло, и в течение этих двух недель, как ручейки с гор, превращающиеся в реки, стекают в моря и в океаны, так ручейки людские текут в храм Божий, чтобы насладиться Божественным торжеством, очистить свою душу покаянием, принять благодать от Господа Бога, в таинстве покаяния, причащения, стать причастником великой радости Божией благодати.

Но, наряду с этими ручейками, стоят скалы обледеневшие, стоят айсберги, которые не только не стремятся принять Божию благодать, но отражают всякий луч, исходящий от нашего Господа… И наше сердце грустит, видя, что наши близкие не живут той радостью, которая дана нам… Как же быть?

Смириться с тем, что рядом с нами, в то время, когда мы стремимся ко спасению, кто-то уходит от него, смириться с тем, что мы в свое время что-то не сумели вложить в сердца людей, нам близких, и они забыли Творца?

Сегодняшнее Евангелие дает нам замечательное вразумление. Напоминаю вам вкратце его содержание. Господь был в Капернауме, и как всегда, был окружен толпой народа, так что подойти к тому дому, где Он находился, было невозможно, а тем более пройти через двери, потому что все было заполнено любопытствующими и желающими услышать слово истины из уст Божественного Учителя. И вот пришли четверо, неся на носилках расслабленного своего друга. В Евангелии нигде не сказано, что этот друг стремился ко Христу, нигде не сказано, чтобы он что-то просил. Говорится, что вот пришли четверо и на носилках принесли расслабленного друга. Мало того, что они взяли на себя труд по палестинской жаре нести на носилках больного человека, может быть, издалека, они хотели во что бы то ни стало донести его до ног Христовых. И увидя, что пройти через дверь невозможно, они влезли на плоскую, по обычаю Палестины, крышу, как бы террасу, разобрали эту крышу и на веревках, прямо через пролом в потолке, опустили носилки с болящим другом к ногам Христовым. Христос, как говорит Евангелие, «видя веру их», сказал этому расслабленному: «Прощаются тебе твои грехи…». Возможно, что его болезнь, его расслабление, была связана с какими-то грехами. Мы знаем, как в наше время греховные привычки часто приводят человека в состояние расслабления, в состояние погибельное. Находившиеся там книжники возроптали: «Кто Он такой, чтобы прощать грехи? Только Бог может прощать… Он богохульствует!» И тогда Христос, видя все смущение, бывшее в их сердцах, сказал им: «Как вам кажется, что легче сказать расслабленному: прощаются тебе твои грехи (то есть то, что проверить невозможно), или сказать ему: вот, возьми свои носилки, стань и иди, как будто ты был здрав (то есть то, что будет очевидно перед всеми). Но чтобы вы видели, что Я имею власть и грехи прощать, Я говорю: встань, возьми свои носилки, отныне уже ненужные, и иди домой!» И народ, увидев происходящее, смутился…

Какое изумительное вразумление нам всем… Меня всегда при чтении этого евангельского рассказа потрясает это место: «Увидя веру их, сказал ему…» Значит, не видя его веры, Господь исцелил его даже без его веры, - он сам мог быть и неверующим, - а Господь его исцелил потому, что видел горячую веру, доверие и надежду этих людей, этих друзей – истинных друзей, которые не остановились ни перед тягостным путем, ни перед трудом разобрать крышу, ни перед возможными нареканиями, - они все сделали, лишь бы принести своего, может быть, неверующего, расслабленного друга к ногам Христовым. И они победили, потому что, видя веру их, Господь сказал ему не только «будь здрав», но и простил ему все его грехи.

Вот часто мы с вами, дорогие братья и сестры, огорчаемся, видя своих близких, не подходящих ко Христу, отрицающих Его благодать. Почему это происходит? Потому что, видимо, в какой-то момент около них не оказалось этих четырех друзей, и в том числе – и нас самих…

Вспомним другой случай из Евангелия: у купели Силоамской лежал расслабленный тридцать восемь лет! И тридцать восемь лет он, больной, не мог подобраться к этой купальне. Он просил – неужели не найдется человека, который поможет мне подойти и получить благодать из этой святой купели? – но… человека не находилось, пока Сам Христос не подошел к нему. Недаром один из философов древности ходил с фонарем по улицам города и днем с огнем искал человека, большого Человека, с большой буквы, который бы действительно был образом и подобием Божиим

А вот у этого «счастливчика» нашлись четыре друга, которые подвели его ко Христу, и Христос исцелил его болезни, и душевные, и телесные, и простил ему все его грехи, и он, конечно, станет одним из первых, вошедших в Царствие Небесное вслед за Христом. Какая для нас великая радость! Матери! Не плачьте о своих детях, которые забыли дорогу в храм: вы можете их привести, как привели друга эти четверо… Где же носилки? Эти носилки – наша любовь к брату и наша молитва за него. «Все можно верующему», - говорит Сам Христос. И если бы мы с вами пользовались этим оружием, оружием, которое не знает поражения, пользовались от души, с верою, доверием, не только с надеждой, но и уверенностью, что все возможно, то не было бы вокруг нас горя, тоски, страданий. Не было бы и этих холодных льдин, которые не хотят таять под лучами Божественного Света, а всякая душа стремилась бы туда, куда стремится душа христианина – к стопам Христовым, в Его Отеческие объятия, для того, чтобы, принесши покаяние, забыться в великой радости общения со своим Отцом. Это Евангелие очень обнадеживает нас, но в то же время оно накладывает на нас очень большую ответственность.

Действительно, как много мы можем, и, по-видимому, как мало мы хотим! Почему-то не находится человека в нужную минуту, и кто-то застывает в ледяном молчании, и кто-то, вместо того, чтобы впитывать в себя лучи Божией благодати, отталкивает эти лучи от себя, для того, чтобы не растаять сердцем и не отдать себя людям…

Братья и сестры! Помните эту свою великую ответственность за грехи всего человечества, за грехи всего мира! Каждый из нас отвечает за весь мир; мы несем такую космическую нагрузку, каждый из нас. И каждый из нас, если не может реально, за руку, привести кого-то ко Христу, он может и должен плакать об этом брате и молиться о нем. И молитва будет теми носилками, на которых расслабленный приидет к ногам Христовым… Все зависит от нас: от нашего желания, от нашей веры, и от нашей христианской сознательности. Мы обязаны быть апостолами, и первая наша возможность апостольства – это наша личная жизнь, наш личный пример, и, главное, это молитва о всех и за вся. Если наша душа будет гореть любовью к брату, если наше сердце будет истекать слезами, когда видит чье-то горе, чье-то несчастье, чьи-то заблуждения, тогда Господь, увидев эту нашу веру, увидев эти наши слезы, скажет человеку: «По вере вот их спасаю тебя. Иди в мире и будь здоров».

Я, кажется, уже как-то говорил вам: на Афоне один очень почитаемый старец, ныне уже умерший, стоял с братией у окна часовни на высокой-высокой скале, а внизу было бурное море. И вот они видят лодочку, которая тщетно пыталась пристать к берегу в эту бурю. Вот-вот ее разобьют волны, вот-вот это утлое суденышко будет выброшено на острые прибрежные скалы и сидящий в ней человек погибнет… Тогда один из монахов, не выдержав напряжения, воскликнул: «О, как болит мое сердце за него!». Старец обернулся и сказал: «Если твое сердце болит воистину, он уже спасен!» И действительно, волна вынесла эту лодочку на берег, не причинив ей никакого вреда…

Вот какая любовь к ближнему должна быть! Вот какая забота о спасении ближнего должна быть в каждом из нас. И если она у нас будет, то мы выполним наше назначение в мире, и мы спасем одного, десять, что, тысячу, а может быть – и весь мир! Все в нашей власти, потому что сильна любовь и вера в человека. И если мы своей любовью и молитвой спасем хотя бы одного человека, тогда верьте, что и в день нашей кончины найдутся четыре человека, которые и нас подведут к стопам Христа… Не найдется четыре, которые нас полюбили – найдется три, может быть, найдется два, но уж один-то, во всяком случае, найдется, который приведет нас ко Христу, и тогда мы услышим из уст Самого Спасителя: «Я вижу веру тех, кто помог тебе. По их вере и ты будешь спасен. Возьми одр свой и ходи, и будь здрав». И да откроются перед нами врата Царствия Небесного. Аминь.

 

(Сказано в Феодоровском соборе г. Ярославля

18 марта 1979 г.).

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана