Великопостные беседы прот. Бориса Старка
П
ервая неделя Великого Поста

Пятница перед исповедью 3

13 марта 1970 г.

На главную  

 

Вот опять мы собрались вместе с вами, завершая первую неделю Великого Поста, чтобы принести Богу покаяние в наших грехах и беззакониях. Как быстро промелькнул год… Кажется, так недавно мы были здесь собраны вместе в этот же день, и вот прошел год… Очень многих из тех, кто стоял здесь, с нами рядом, в прошлом году, уже нет на этом свете… Они встречают Великий Пост в обителях Господних, и очень многие и из нас, здесь стоящих, не дойдут до Великого Поста следующего года. Рано или поздно смерть ждет каждого из нас, и для нее нет ни старых, ни молодых, ни больных, ни здоровых. Она забирает того, чей час пробил, чей срок вышел к Божьих планах. На прошлой неделе мы проводили в иной мир одну нашу постоянную прихожанку. Она вышла из дома, чтобы дойти до кассы, заплатить за электричество, и не вернулась домой: несчастный случай оборвал ее жизнь. Когда она стояла последний раз, как обычно, в храме, на привычном месте, ни она, ни мы не думали, что это ее последнее посещение храма, и что в следующий раз она уже не придет, а ее принесут… Совсем недавно мы похоронили еще одного молодого человека – жена и ребенок оставили его на четверть часа здоровым, а вернувшись, нашли его уже лежащим в объятиях смерти. И, конечно, нам, в большинстве своем уже немолодым, особенно надо помнить о том, что смерть – удел каждого. Мы ничего не можем сказать о своем будущем определенного, даже погоду, несмотря на достижения науки, определяем и предсказываем лишь приблизительно, и единственно, что бесспорно и неумолимо – это то, что каждого из нас ждет смерть, но в какую минуту – никто не знает…

На последней неделе Поста мы будем петь песнопения полуночницы: «Се Жених грядет во полуночи, и блажен раб, его же обрящет бдящим…». Кто может предсказать свой час встречи с Божественным Женихом? Кто может с уверенностью сказать, сколько времени у него еще есть в запасе, чтобы принести достойные плоды покаяния? Сроки эти скрыты от каждого, и иногда готовый к смерти ждет годы и годы, а человек, думающий, что времени для покаяния еще много, на самом деле делает свои последние шаги на земле. Каждый из нас должен быть готов к этому страшному и ответственному моменту своего бытия, и, как благоразумные девы из Господней притчи, иметь свои светильники наполненными елеем. Душа человека в каждый момент жизни должна быть готова к встрече со своим Творцом. Особенно мы сознаем это в дни Великого Поста, когда вся Церковь готовится к встрече с Христом Воскресшим, и когда весь уклад церковных служб и содержание церковных песнопений помогают нам и побуждают нашу душу к покаянию. Душа человека готова к чувствам покаяния, и вот тут перед ней и становится вопрос, с которым обращается к Господу творец Великого Канона, святой Андрей Критский: «Откуда начну плакатися окаянного моего жития?». Очень часто человек не знает, с чего начать исповедание своих грехов, или потому, что просто умом ощущает себя грешным, но сердцем не чувствует своих грехов, как некий конкретный факт; или потому, что, подавленный вдруг открывшейся бездной своих беззаконий, не знает, с чего начать, что главное, и при этом часто более остро ощущает грехи менее существенные, менее опасные, и опускает или просто не замечает того, что является самым большим, самым страшным, самым опасным для духовной жизни человека.

Необходимо помнить все, что сказал Сам Христос, какая большая заповедь для человека, – это заповедь о любви. О любви прежде всего – к Богу, о любви к человеку, без которой не может быть любви к Богу. Один из апостолов в своем послании пишет: «Если ты говоришь, что любишь Бога, которого никогда не видел, и не научился любить брата, который перед тобой, то ты лжец и обманщик…». При этом подразумевается любовь к каждому человеку, а не только к тому, кто нам особо приятен, так как в таком случае мы любим не человека, а самого себя в том человеке, который нам приятен. Если самая большая заповедь о любви, то и самые страшные грехи – против этой заповеди, против любви. Мы мало любим и нашего Господа, и мало любим друг друга, и от этого происходят почти все наши остальные грехи. Подумаем… Если бы мы действительно любили Бога выше всего, мы всегда бы ощущали Его присутствие около себя, ощущая реальность Его пребывания; мы не позволили бы себе не только никакого дурного поступка, никакого дурного слова, но мы бы и самую мысль о грехе не допустили бы в свое сердце. А в действительности мы любим Бога разумом, на всякий случай, от времени до времени вспоминаем о Нем раз-два в день, когда встаем на молитву, да и то, если очень устали, то и молитву ежедневную пропускаем, лишь лоб перекрестим…

Разве это любовь? Кто любит – тот живет с любимым существом весь день, без остатка, и как бы ни устал – всегда найдется время лишний раз перечитать письмо любимого человека или написать и послать ему весточку. Мало у нас любви к Богу и к ближнему, и как ни странно, реже всего на исповеди приходится слышать, что человек кается в этом грехе. Этот грех мы просто не ощущаем, не замечаем. Думаем, что раз пришли в храм – значит, Бога любим. Покаяние грешника не должно быть формальным, не должно быть данью привычке, традиции… Человек должен идти на исповедь не потому, что это принято, а потому, что он не может дальше жить с бременем греха на совести, как не может дальше жить человек, несущий в своем теле смертельный недуг. Он идет к врачу не по обязанности, а от страха перед своим заболеванием. Он желает выздороветь. Так и в нашей духовной жизни: мы должны идти на исповедь потому, что не хотим умирать духовно, хотим исцеления, а для этого и отношение к исповеди должно быть предельно искренним. Кающийся грешник не должен жалеть себя, не должен выгораживать себя, как говорил один опытный духовник: «Не надо округлять своих грехов», то есть делать их более обтекаемыми, менее постыдными. Надо и перед духовником, и перед Господом Богом, и прежде всего – перед самим собой быть предельно искренним и называть вещи своими именами, как бы это ни было стыдно. Напрасно думаете, что, узнав ваши грехи, духовник отвернется от вас, изменит свое к вам отношение… В этом состоит тайна духовнического сердца: что он, по словам Христа, радуется больше об одном искренне раскающемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках, а тем более о тех, кто только мнит себя праведником и не хочет видеть, не хочет признавать своих грехов.

Святая Церковь, подготавливая нас к Великому Посту, дала нам много примеров истинного покаяния: Закхей, кающийся мытарь, блудный сын, которого благостный отец принял с распростертыми объятиями, как только он направил свои стопы в сторону отчего дома. Так и мы должны побуждать себя к искреннему покаянию, открывать свою душу, избегая ложного стыда. Сознательное отношение к таинству покаяния имеет еще и то значение, что грешник, если будет твердо знать, что придется открывать свой грех другому человеку, хотя бы и пастырю, уже от одного этого остережется его совершить, проявит большую настойчивость в борьбе с этим грехом.

Сегодня вы пришли в большом количестве в наш храм с целью получить духовное исцеление. Пусть это не будет проформой. Откройте свои сердца Творцу, и чем искреннее будет ваше раскаяние, чем чище будут ваши сердца, тем большую радость вы ощутите, подходя к Святой Чаше, тем ближе ощутите Бога, тем ближе будете к вечному спасению.

Никто из нас не может сказать, что еще раз встретит Великий Пост в этом мире, но никто не может с уверенностью даже сказать, что у него будет еще раз возможность прийти в храм и очистить свою совесть. Сегодня, пока еще не поздно, воспользуйтесь этой возможностью с наибольшей пользой. Господь, как любящий Отец, уже выходит навстречу Своим блудным сыновьям. Он стоит и стучит в наши сердца… Откройте Ему и войдите в радость Господа своего. Аминь.

 

(Сказано в пятницу первой недели Великого Поста

перед вечерней исповедью. 1 марта 1974 года.

Феодоровский собор г. Ярославля).

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана